Утренняя молитва чайковский урок

Самое детальное описание: утренняя молитва чайковский урок специально для посетителей нашего ресурса.

Музыка очищает душу человека.

Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.

Образовательная цель. Прикосновение к высоким темам духовной жизни людей.

Развивающая цель. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания.

Воспитательная цель. Формирование уважения к традициям своего народа.

Оборудование. Изображения храмов, аудиокассеты с музыкой П.И. Чайковского из «Детского альбома», учебники, музыкальные инструменты: колокольчики, треугольники, таблица «чувств», карточки длительностей.

Оформление доски. Тема урока, портрет П.И. Чайковского, а также изображения Трифонова монастыря и Серафимовской церкви, картины природы, по ходу урока вывешивается таблица «чувств», а на нотном стане — упражнение «Снег».

Музыкальное приветствие

Дети входят под музыку «Вальса» П.И. Чайковского.

Учитель. Под какой жанр музыки вы вошли?

Дети. Звучал танец «Вальс» Чайковского.

Учитель. Да, это был благородный «Вальс» из «Детского альбома», который Петр Ильич Чайковский сочинил для своего племянника Володи Давыдова и для всех детей. Сам композитор писал: «Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями. » Назовите, какие еще пьесы из «Детского альбома» вам знакомы?

Дети. «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Камаринская», «Мама», «Нянина сказка».

Беседа по теме урока

Учитель. Мы продолжаем знакомство с музыкой великого русского композитора Чайковского из «Детского альбома». Его сочинения любят во всех уголках необъятной земли, сегодня она вновь будет звучать для вас.

Тема нашего урока необычная — «Музыка в храме». Как вы понимаете слово храм?

(Дети объясняют значение этого слова.)

Из глубокой древности до нас дошли здания и сооружения, где с молитвами (просьбами о помощи) обращаются к Богу, поклоняются святым людям. Очень интересны памятники древнего искусства — монастыри, соборы, церкви, сохранившиеся до наших дней.

И у нас на Вятке много святых мест. (Дети смотрят иллюстрации на доске.) В центре города находится Трифонов монастырь — древнейший в крае храмовый ансамбль. Его основателем был выходец из Архангельской губернии Трифон, который в 1580 году прибывает в Вятский край, где и решает построить монастырь. А неподалеку находится Серафимовская церковь — одно из красивейших произведений местных мастеров.

А теперь поговорим о музыке в храме.

Есть музыкальные произведения, которые передают различные настроения, связанные с образами природы. (Прослушивание фрагментов, знакомых детям: «Утро» С.С. Прокофьева, «Вечер» из цикла «Детская музыка» или «Зимнее утро» П.И. Чайковского.)

Но есть и произведения, которые передают душевное состояние человека, его внутренний мир.

Открываем учебники на странице 46, читаем вслух название («Молитва» ) и стихи И. Никитина:

Молись, дитя, мужай с годами,
И пусть на склоне долгих лет
Такими ж светлыми очами
Тебе глядеть на белый свет.

Вы, наверное, многие были на службе в церкви, а служба в храме — это прежде всего молитва. Мы с ней познакомимся через музыку Чайковского. Оказывается, самая первая пьеса в «Детском альбоме» — это «Утренняя молитва». Ведь именно с утренней молитвы начинался день каждого ребенка во времена Чайковского.

А теперь послушаем ее и рассмотрим в учебнике иллюстрацию, здесь дан и нотный текст молитвы, по которому можно проследить движение мелодии (дети слушают «Утреннюю молитву»).

Какая музыка по характеру, темпу?

Дети. Она светлая, плавная, спокойная, потому что ребенок молится.

Учитель. Да, он обращается к Богу. День еще только начинается, что ждет его впереди? Надо привести свои мысли в порядок, вслушаться в себя.

Мелодия молитвы была заимствована Чайковским из церковного обихода, а в наши дни А. Лунин написал прекрасный текст на эту мелодию, который мы постараемся сейчас пропеть.

(Ученикам раздаются слова, при повторном прослушивании мелодии исполняются под фортепиано вместе с учителем.)

Господи Боже, грешных спаси.
Сделай, чтоб лучше жилось на Руси.
Сделай, чтоб стало тепло и светло,
Солнце чтоб ясное в небе взошло.
Людей, и птиц, и зверей,
Прошу тебя, обогрей.

Послушаем еще одну пьесу П.И. Чайковского — «В церкви» из «Детского альбома» и подумаем: в чем ее отличие от предыдущего сочинения?

Дети. Эта музыка звучит как будто в самой церкви, так как слышится колокольный звон.

Учитель. Действительно, если при звучании «Утреней молитвы» мы понимаем, что ребенок находится в комнате перед лампадой, иконой, то в этом сочинении такое ощущение, что поет хор, сливаясь с ударами церковного колокола. Православная церковь использует только хоровое пение а капелла ( a cappella), то есть пение без сопровождения. В нем раскрываются красота и богатство человеческого голоса. (Дети записывают в тетрадь новое для них понятие.)

Прежде чем еще раз прослушать и представить, как звучит мужской хор, посмотрите иллюстрацию в учебнике. Это иконостас — важнейший художественный элемент внутреннего оформления русских храмов, самое главное место в церкви. Слово «икона» по-гречески — образ. Образы святых людей сопровождали человека всюду — в храме, в доме, в дороге.

(Еще раз звучит пьеса «В церкви».)

Какими словами можно передать ваши настроения, чувства после слушания этих двух произведений? Используйте и слова, которые обозначают «чувства» из таблицы на доске.

(Красота, простота, доброта, тишина, спокойствие, радость и др.)

Учитель. Вы хорошо прочувствовали эти сочинения, молодцы.

А можно ли пьесой «В церкви» завершить «Детский альбом»?

Дети. Да, потому что всё как будто заканчивается: садится солнце, кончается и день.

Учитель. Первое сочинение «Утренняя молитва» передает светлые чувства, веру в то, что день пройдет хорошо, удачно. А последнее — «В церкви» — чувство успокоения, смирения, законченности всех событий, дел. Расставаясь с вами, Чайковский как будто обращается к каждому:

Будь добр и милосерден
Будь честен перед собой,
И ты никогда не обманешь другого.
Люби. Мир тебе.

С музыкой гениального композитора Петра Ильича Чайковского у нас будет еще много приятных встреч.

Вы были внимательными слушателями, а сейчас покажите, какими должны быть исполнители.

Дети встают и, когда они готовы к пению, звучит вопрос.

Учитель. Что зажигают перед иконой, во время чтения молитвы?

Дети. Свечу.

Упражнение «Свеча» (на дыхание)

• Сейчас мы возьмем дыхание, не поднимая плечи; представим, что перед нами свеча, будем дуть на ее пламя, но так, чтобы оно не погасло. Посмотрим, как долго оно будет у каждого отклоняться. (Упражнение повторяется 2 раза.)

• Теперь резким выдохом задуваем свечу (2 раза).

Постарайтесь не забывать о дыхании во время пения. Старые мастера говорят: «Искусство пения — это прежде всего искусство вдоха и выдоха».

Упражнение на гласные звуки

(выработка чистого унисона, округлости звука).

Учитель. А теперь посмотрите, как сделан верх в церкви (показывает иллюстрацию).

Дети. Куполом.

Учитель. Чтобы получился у нас округлый и полетный звук, мы тоже сделаем во рту купол, когда будем петь гласные звуки: у-о-а (начинаем в зоне примарного звучания голосового аппарата, двигаясь по полутонам вверх и вниз). Вот такой собранный, красивый звук должен оставаться при дальнейшем исполнении песен.

Упражнение «Снег» (на звуковедение)

Исполнение по нотной записи, с показом карточек длительностей, которые были сделаны детьми дома: на одной карточке — четвертная нотка, на другой — восьмая. (Приложение 1)

Учитель. Какой цвет преобладает сейчас в природе?

Дети. Белый.

Учитель. А белый цвет — это цвет чистоты, свежести, легкости. Следующее упражнение «Снег» поем очень выразительно, плавно, с названием нот.

А второй раз — со словами и с показом карточек длительностей без сопровождения — а капелла. (Дети закрепляют это понятие.)

Организация игровой деятельности

Игра «Ели»(на дикцию, координацию движений)

Учитель. Давайте отдохнем, а во время паузы поиграем, но что означает слово «пауза»?

Дети. Перерыв в звучании.

Учитель. Правильно, мы сейчас вначале вслух расскажем и покажем движениями в медленном темпе стихотворение Ирины Токмаковой «Ели» (см. приложение 2), которые так красивы в снежном убранстве, а потом про себя проговорим, но с движениями уже в умеренном темпе. Вспомним, что такое темп?

Дети. Скорость исполнения произведения.

Учитель. Да, все дружно и весело играем. А какие праздники встречают зимой?

Дети. Новый год, Рождество.

Учитель. А когда у нас в стране отмечают Рождество?

Дети. В январе, после Нового года.

Учитель. В ночь на 25 декабря по старому стилю, а 7 января по новому стилю по всей стране в храмах совершается торжественное богослужение, потому что родился сын Божий — Иисус Христос. Для нас праздник Рождества — это снег, тихо падающий за окном, это запах свечей и елки, это звездные ночи и рождественские напевы.

Учитель. Давайте вспомним мелодию «Тихая ночь» Ф. Грубера, с которой познакомились в первом классе, и исполним ее с музыкальными инструментами, но прежде скажите, как должна звучать эта песня?

Дети. Нежно, спокойно, напевно и радостно, потому что родился Иисус Христос.

(Исполнение песни. Работаем над звуком, дыханием, дикцией, передавая эмоциональное содержание произведения.)

Учитель. Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что вся музыка, прозвучавшая на уроке, прежде всего песенная, светлая, она как будто устремлена ввысь, подобно линиям собора.

Итак, может ли нас изменить в лучшую сторону музыка в храме?

Дети. Да, мы должны быть добрыми, послушными, любить всех: и людей, и животных, учиться понимать хорошую музыку.

(Отвечают, чем запомнился урок, о чем расскажут дома.)

Учитель. Музыка в храме учит любить себя и ближнего, ценить душевную красоту, она возвышает и очищает наши души. человек живет с верой, надеждой и любовью. Вы были прекрасными и слушателями, и исполнителями, молодцы.

В конце урока второклассники сами себя оценивают: как работали, что нового узнали, с каким настроением уходят.

Дети выходят из класса под «Рождественскую песенку», слова и музыка П. Синявского.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: Учебник для учащихся 2 кл. нач. шк. — М.: Просвещение, 2003.

Методика работы с учебниками. Музыка: 1–4 кл. Пособие для учителя / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. — М.: Просвещение, 2002.

Фонохрестоматия к учебнику «Музыка»: 2 кл. (аудиокассета).

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 кл. Пособие для учителя / Сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. — М.: Просвещение, 2000.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику-тетради «Музыка»: 1 кл. Пособие для учителя / Сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. — М.: Просвещение, 2001.

Посвящается Володе Давыдову

Утреннее размышление

Ели на опушке (встать, ноги на ширине плеч, пальцы рук раскрыты внизу)
До небес макушки (руки поднять вверх)
Слушают, молчат (руки к ушам, потом к губам),
Смотрят на внучат (поморгать глазами, покачивая головой).
А внучата — елочки (присесть),
Тонкие иголочки (вытянуть руки вперед с раскрытыми пальцами)
У лесных ворот (соединить над головой руки)
Водят хоровод (покружиться один раз вокруг себя).

Международный рождественский гимн

2. Вдруг пастухов трепет объял:
Яркий свет засиял,
Светлый ангел летит с небес,
Пастухам он приносит весть,
Что родился Христос. (2 раза)

3. Ночь тиха, ночь свята,
Светит в небе звезда.
Пастухи уже в пути,
К Вифлеему спешат прийти,
Там, где ждет их Господь. (2 раза)

4. О Божий сын, ты в эту ночь
Светом мрак гонишь прочь.
Как лучится твой образ святой.
Сколько счастья несешь нам с собой
Ты своим Рождеством. (2 раза)

5. Ночь тиха, ночь свята,
Светит в небе звезда.
Боже, дай ко Христу всем прийти,
Радость светлую в нем найти.
Вечно славься Христос! (2 раза)

1. Ночь тиха, ночь свята,
В небе свет, красота.
Божий сын пеленами повит,|
В Вифлеемском вертепе лежит.
Спи, младенец святой. (2 раза)

2. Ночь тиха, ночь свята,
И светла, и чиста.
Славит радостный ангелов хор,
Далеко оглашая простор
Над уснувшей землей. (2 раза)

3. Ночь тиха, ночь свята,
Мы поем Христа.
И с улыбкой младенец глядит,
Взгляд его о любви говорит
И сияет красой. (2 раза)

Рождественская песенка

Слова и музыка П.Синявского

2. В каждый терем, в каждую светелку
Златокрылый ангел прилетел,
Он зажег Рождественскую елку
И на нас с улыбкой поглядел.
Златокрылый ангел прилетел,
И на нас с улыбкой поглядел.

3. Снится нам в Рождественский сочельник
Вереница праздничных чудес,
Сам Господь в чудесных облаченьях
К нам с тобой спускается с небес.
Вереница праздничных чудес
К нам с тобой спускается с небес.

МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ

Весной 1878 года П.И. Чайковский вернулся на родину из-за границы и приехал погостить на Украину, в семью своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой. В свободное время П.И. любил возиться со своими маленькими племянниками. У Александры Ильиничны было семеро детей, и Чайковский без устали придумывал для них праздники с кострами, фейерверками и, конечно, танцами, где он сам аккомпанировал на рояле.

Его маленький племянник, Володя Давыдов, в отведённые для занятий часы с трудом осваивал премудрости игры на фортепиано. Сидя на веранде за чаем, Пётр Ильич слышал, как в соседней комнате терзает гаммы и этюды незадачливый «пианист». Ему стало жалко малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, с оглядкой на трудности начинающего, пьес лёгких, запоминающихся, с интересными названиями. Здесь встречаются картины природы и названия детских игр. Сказочные персонажи и танцевальные мелодии.

Программное содержание. Познакомить детей с содержанием «Детского альбома» П. Чайковского, рассказать о значении окаймляющих его пьес.

П е д а г о г. Вы знакомы со многими пьесами из «Детского альбома» П. Чайковского. В них композитор рассказывает нам о детских радостях и печалях, забавах и играх, о родной природе, сказках, путешествиях. Всё это наполняет день ребенка. Начинается и заканчивается альбом молитвами — утренней и вечерней.

Раньше день любого человека начинался и заканчивался обращением к Богу. В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошел благополучно. Вечером благодарил Бога за прожитый день и просил хорошего сна, испрашивал прощение за совершенные проступки (например, ребёнок не слушался родителей или капризничал, жадничал или подрался).

Пьеса, которая открывает «Детский альбом» П. Чайковского, называется «Утренняя молитва». Заканчивается альбом пьесой «В церкви». Можно предположить, что П. Чайковский в своём альбоме хотел рассказать об одном дне ребенка, наполненном разными событиями, играми и переживаниями. Послушайте пьесы, которые открывают и закрывают альбом (две молитвы) и скажите, похожи ли они между собой. (Исполняет две пьесы.)

Д е т и. Похожи. Музыка спокойная, строгая.

П е д а г о г. Да, обе пьесы сосредоточенные, углублённые. Аккорды напоминают церковное хоровое пение. Молитвы в церкви поются на несколько голосов. Каждый голос ведёт свою мелодию. Сливаясь вместе, они создают красивое, стройное звучание. (Играет фрагменты.) А отличаются ли по характеру эти пьесы? (Исполняет фрагменты.)

Д е т и. Вторая пьеса более грустная.

П е д а г о г. Да, «Утренняя молитва» светлая, чистая, безоблачная. День только начинается, на душе спокойно и радостно. А вечерняя молитва (пьеса «В церкви») более сумрачная. За окном темно, ребенок устал, день был наполнен разными переживаниями. Музыка грустная, сосредоточенная, печальная, задумчивая, просящая.

Интересно, что П. Чайковский использовал для этой пьесы мелодию настоящей молитвы, которую поют в церкви. Поэтому музыка звучит серьёзно и строго, совсем не по-детски. П. Чайковский не упрощал музыку, которую он сочинял для детей, а писал её с такой же глубиной чувств, как и «взрослую».

Если внимательно прислушаться, то можно заметить, что в конце обеих пьес есть повторяющиеся звуки в басу. Но в «Утренней молитве» они звучат строго и спокойно, на фоне светлой мелодии (звучит фрагмент), а в вечерней — более мрачно, сосредоточенно, устало. День угас, спускается ночная тьма, всё затихает, успокаивается, замирает. (Звучит фрагмент.)

Программное содержание. Учить детей сравнивать малоконтрастные произведения с одним названием, различать оттенки настроений.

П е д а г о г. На прошлом занятии вы сравнивали две пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского — «Утренняя молитва» и «В церкви». Давайте вспомним их (звучат фрагменты). Сегодня вы услышите два произведения с одинаковым названием «Ave, Maria».

«Ave, Maria, gratia plena» в переводе с латинского языка означает: «Привет тебе, Мария милосердная». Это слова латинской молитвы, обращённой к Божьей Матери — деве Марии. Многие художники, скульпторы, музыканты в разные времена воспевали её красоту, благородство, чистоту, доброту и посвящали ей свои произведения. (Показывает репродукции картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, С. Боттичелли или другие.)

Первое произведение «Ave, Maria», которые вы услышите, написал австрийский композитор Франц Шуберт. (Исполняет пьесу.)

Второе — создали два композитора. И. С. Бах написал прелюдию, в которой есть только переливчатые аккорды, а мелодия звучит лишь намёком. (Звучит в записи прелюдия до мажор из 1-ого тома «Хорошо темперированного клавира».)

Французский композитор Шарль Гуно через много лет написал мелодию на текст молитвы «Ave, Maria» и соединил с прелюдией Баха, использовав её как аккомпанемент.

Чем близки эти два произведения: «Ave, Maria» Ф. Шуберта и «Ave, Maria» Баха-Гуно? (Звучат пьесы в записи.)

Д е т и. Оба произведения немного грустные.

П е д а г о г. Да, но это не грусть-скорбь, а светлая грусть. Оба произведения звучат задушевно, тепло, искренне, с нежностью. (Звучат фрагменты.) Прислушайтесь, а какие инструменты вы слышите?

Д е т и. В первой пьесе играют скрипки, а во второй звучит хор.

П е д а г о г. Да, «Ave, Maria» Ф. Шуберта исполняет оркестр, а «Ave, Maria» Баха-Гуно поют хор и солист. Но если вы прислушаетесь внимательно, то услышите, что в обоих произведениях звучит ещё и орган. Его низкие, торжественные звуки, как аккомпанемент, сопровождают обе мелодии. (Звучат фрагменты.)

Программное содержание. Учить детей различать тембры музыкальных инструментов, узнавать звучание оркестра, органа. Различать оттенки настроений.

П е д а г о г. Мы слушали два произведения с одинаковым названием «Ave, Maria» Ф. Шуберта и Баха-Гуно, говорили, как они похожи тем; что немного грустные и одновременно светлые. А могли бы вы сказать, чем они отличаются по настроению? (Звучат фрагменты.)

Д е т и. Первое произведение взволнованное, второе — более спокойное.

П е д а г о г. Да, «Ave, Maria» Ф. Шуберта звучит взволнованно, трепетно, порывисто, с открытостью, с большим напряжением, а у Баха-Гуно — более строго. Хотя в этой пьесе тоже чувствуется волнение, но оно более сдержанное. Я рассказывала вам, что это произведение написано двумя композиторами. Но Бах и Гуно жили в разное время, в разных странах. Бах – в Германии, а Гуно — во Франции. Бах написал прелюдию, не думая о том, что другой композитор, Гуно, сочинит к ней свою мелодию. Послушайте еще раз прелюдию И. С. Баха. (Звучит запись.)

Как красива эта музыка! Она звучит строго, сосредоточенно, сдержанно, возвышенно, задумчиво, с большим чувством. В этой музыке как бы нет мелодии, лишь отдельные звуки поблескивают вверху. Музыка похожа на молитву – наполнена светом, чистотой, добром. «Ave, Maria» Баха-Гуно вы слушали в исполнении органа, солиста и хора. Прелюдию И. С. Баха играет орган, а мелодию Ш. Гуно поют солист и хор. В этом произведении есть яркая кульминация. Какая она? (Звучит фрагмент.)

П е д а г о г. Да, светлая, нежная, искренняя и спокойная в начале музыка в кульминации звучит с мольбой, волнением, горячо. Но потом наступает успокоение, просветление. (Звучит запись.)

«Ave, Maria» Ф Шуберта сразу звучит трепетно, взволнованно, с открытым чувством, порывисто. В начале, во вступлении, вы слышите спокойные, сосредоточенные, строгие звуки органа, но вот вступают скрипки, и их голоса звучат тепло, трепетно, порывисто, немного грустно. (Звучит запись.)

Чайковский. Детский альбом. «Утренняя молитва»
Рекомендации по исполнению. Пьеса спокойного, светлого, сосредоточенного характера. Важно выбрать темп исполнения, не делающий её статичной. Необходимо добиться стройности звучания аккордов, объединения их общим движением, слышать мелодию в верхних голосах аккордов, линию басов, объединить их в длинные фразы.

Чайковский. Детский альбом. «В церкви»
Рекомендации по исполнению. При исполнении этой пьесы возникают аналогичные трудности: слышание звуковой «арки» между верхними и нижними голосами аккордов, мягкого гармонического заполнения средних голосов, объединение аккордов в длинные фразы. В обеих пьесах использованы сходные приёмы письма: аккордовое звучание, имитирующее церковное хоровое пение, длительные органные пункты (в конце), усиливающие характер сосредоточенности, некоторой отрешённости. В пьесе «В церкви» П. Чайковский использовал подлинную мелодию, звучащую на православном богослужении (Шестой глас осьмогласия), на которую поются разные молитвы («Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. », «Ныне отпущаеши», «Воскрешение Христово видевше. » и др.).

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бах — Гуно. Аве, Мария (3 варианта исполнения — без вокала, с вокалом и адапт. для малышей), mp3;
Чайковский. Детский альбом. В церкви (3 варианта исполнения — фортепиано, симфонический оркестр и фортепиано с вокалом), mp3;
Чайковский. Детский альбом. Утренняя молитва (3 варианта исполнения — фортепиано, симфонический оркестр и фортепиано с вокалом) , mp3;
Шуберт. Аве, мария (2 варианта исполнения — с вокалом и без вокала), mp3;
3. Сопроводительная статья — конспект занятий, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом (фортепиано), jpg.

Конспект беседы о пьесах П. И. Чайковского «Утренняя молитва» и «В церкви» из «Детского альбома» с детьми 6–7 лет

Светлана Радионова
Конспект беседы о пьесах П. И. Чайковского «Утренняя молитва» и «В церкви» из «Детского альбома» с детьми 6–7 лет

Конспект беседы о пьесах П. И. Чайковского «Утренняя молитва» и «В церкви» из «Детского альбома» с детьми 6-7 лет

обогащение музыкальными впечатлениями детей через знакомство с творчеством П. И. Чайковского, а именно «Утренняя молитва» и «В церкви»

-совершенствовать умение понимать настроение музыкального произведения, его изобразительный характер

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

-учить различать средства выразительности в соответствии с характером пьес

— продолжать формировать умение вести беседу о музыке

Портрет П. И. Чайковского; магнитофон; иллюстрации по теме; аудиозапись «Утренняя молитва», «В церкви»

— знакомство с некоторыми биографическими сведениями из жизни П. И. Чайковского;

— слушание отдельных произведений на музыкальных занятиях;

— просмотр мультипликационного фильма «Детский альбом»;

— упражнение «Музыка и эмоции», «Мое настроение»

Воспитатель приглашает детей в игровую комнату и обращает внимание на портрет П. И. Чайковского и иллюстрации к музыке «Детский альбом».

— Ребята, вы знакомы со многими пьесами из «Детского альбома» П. И. Чайковского. Давайте вспомним, для кого написал свой альбом композитор и о чем он рассказывал в нем.

— Петр Ильич хорошо понимал детей, умел радоваться их радостям, печалится их невзгодам. С помощью музыки он рассказывал о детских радостях и печалях, забавах и играх, о родной природе, сказках, путешествиях. Все это наполняет день ребенка. Начинается и заканчивается альбом молитвами – утренней и вечерней. Может быть, кто-то знает, что такое молитва?

— Раньше день любого человека начинался и заканчивался обращением к Богу. В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошел благополучно. Вечером благодарил Бога за прожитый день и просил хорошего сна, испрашивал прощения за совершенные проступки (например, ребенок не слушался родителей или капризничал, жадничал или подрался).

Пьеса, которая открывает «Детский альбом» П. И. Чайковского, называется «Утренняя молитва». Заканчивается альбом пьесой «В церкви». Можно предположить, что композитор в своем альбоме хотел рассказать об одном дне ребенка, наполненном разными событиями, играми и переживаниями. Устраивайтесь удобнее и послушайте пьесы, которые открывают и закрывают альбом (две молитвы) и скажите, похожи они между собой. (Звучит аудиозапись).

— Да, обе пьесы сосредоточенные, углубленные. Аккорды напоминают церковное хоровое пение. Молитвы в церкви поются на несколько голосов. Каждый голос задает свою мелодию. Сливаясь вместе, они создают красивое, стройное звучание. (Звучат фрагменты аудиозаписи).

— А отличаются ли по характеру эти пьесы?

— Да, «Утренняя молитва» светлая, чистая, безоблачная. День только начинается на душе спокойно и радостно. А вечерняя молитва более сумрачная. За окном темно, ребенок устал. День был наполнен разными переживаниями. Музыка грустная, печальная, сосредоточенная, задумчивая, просящая.

— Интересно, что П. И. Чайковский использовал для этой пьесы мелодию настоящей молитвы, которую поют в церкви. Поэтому музыка звучит серьезно и строго, совсем не по-детски. Он не упрощал музыку, которую сочинял для детей, а писал ее с такой же глубиной чувств, как и «взрослую».

— Еще раз внимательно послушайте, как звучат концы обеих пьес. (Звучит аудиозапись). Вы заметили повторяющиеся звуки в басу? Но как они звучат в «Утренней молитве» и как в вечерней?

— На фоне светлой мелодии «Утренней молитвы» эти звуки звучат строго и спокойно, а в вечерней молитве – более мрачно, сосредоточенно, устало. День угас, спускается ночная тьма, все затихает, успокаивается, замирает…

— Вот вы и познакомились с новыми пьесами. Как называлась пьеса, которая открывает «Детский альбом»? А какая пьеса заканчивает его?

Я уверена, теперь вы будете помнить, что эти пьесы подарил нам…П. И. Чайковский.

1. Гогоберидзе А. Г. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста». Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — М. ; Издательский центр «Академия», 2005г.

2. Радынова О. П. «Настроения, чувства в музыке». Издательство: Творческий центр Сфера. Серия: Музыкальные шедевры, 2010г.

Праздник Покрова. 14 октября православные отмечали осенний праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Православные люди в этот день всегда шли в храмы всеми семьями,.

Тематическое занятие «Детский альбом». Музыка П. И. Чайковского. Тематическое занятие «Детский альбом». Музыка П. И. Чайковского. Программное содержание. Знакомство с творчеством великого русского композитора.

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях 🙂

    Разное по музыки и пению для 3 класса «Дружба- это ценный дар» Музыка и пение Конспект занятия по музыки и пению для дошкольников «»Волшебная Осень»» Музыка и пение Конспект занятия по музыки и пению для «Особенности казачьей песенной культуры в южных регионах страны» Музыка и пение Конспект занятия по музыки и пению для «Музыкальный образ матери в работе с детьми с ОВЗ.» Музыка и пение Конспект занятия по музыки и пению для дошкольников «Сценарий праздника в подготовительной группе «Здравствуй, красавица осень!»» Музыка и пение

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 – 59675 от 23 октября 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор). Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения администрации сайта. При этом ссылка на сайт www.art-talant.org обязательна. Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Учредитель — Ковалев Денис Сергеевич, Главный редактор — Ковалев Д.С. Телефон 8 (812) 318-72-63 Электронный адрес [email protected]

Войти через социальную сеть

Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.

Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом через музыкальные произведения

П.И. Чайковского «Утренняя молитва», «В церкви».

Открытый урок по музыке «Молитва» по музыкальным произведениям П. Чайковского

Учитель музыки МБОУ «Школа№3» Бахарева В.Н.

Используемые учебники: Учебник «Музыка» для 2 класса Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – М., Просвещение, 2011

Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом через музыкальные произведения

П.И. Чайковского «Утренняя молитва», «В церкви».

Обучающая : узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы и с молитвой “Отче наш”.

Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”, развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимания и сопереживания чувствам других людей

Воспитывающая: постигать духовную музыку в произведениях композиторов-классиков, осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.

Ключевые понятия: мелодия, композитор, православие, молитва, благодать, святые.

Дети входят в класс под музыку.

Музыкальное приветствие. ( Упражнение-распевание )

Учитель: — Опишите состояние девочки. Что с ней происходит? Почему? (переживает)

— Как бы вы поступили в такой ситуации?

— Какое решение нашла девочка?

Дети: — Девочка обратилась к молитве.

Учитель: — Помогла ли ей молитва? Как? (Да, девочка прочитала молитву. Высказывания детей).

II. Постановка темы урока. Самоопределение к учебной деятельности.

У.: — Исходя из нашего разговора, определите тему занятия.

Д.: — Мы сегодня будем говорить о молитве. (Слайд 2,3)

У.: — Что бы вы хотели узнать по этой теме? (формулируют вопросы)

III. Открытие новых знаний.

1. Определение понятия “молитва”. (Слайд 4,5)

Д.: — Молитва — обращение верующего к Богу.

У.: — А что значит православная молитва?

— “Православие” означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться.

У.: Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой. ( Слайд 6)

И потому обращение к Богу называется молитва .

Учитель: Чей это портрет? Назовите фамилию композитора

Какие вам известны его музыкальные произведения?

( Портрет П. Чайковского. Слайд 7-8 «Утренняя молитва» из Детского альбома).

Он был глубоко верующим человеком.

С чего начинался день верующего человека?

Учитель. Действительно, раньше день любого человека, и взрослого, и ребенка, начинался и заканчивался обращением к Богу. Послушайте “Утреннюю молитву”. Какое настроение, душевное состояние ребенка передается в этой пьесе?

(Звучит “Утренняя молитва” П. Чайковского).

Дети. Спокойное, умиротворенное, светлое, безмятежное. “Утренняя молитва” светлая, чистая, безоблачная. День только начинается, на душе спокойно и радостно.

Учитель . Какими средствами музыкальной выразительности передается это настроение? Какая мелодия? Как она звучит? (слайд 10)

Дети (находят слова определения ) Напевная, плавная, широкая, мягкая, похожая на песню.

Учитель. Действительно, мелодия песенная, она останавливается на длинных, выдержанных звуках. Мелодия звучит один раз или повторяется?

Дети . Повторяется много раз, словно усиливая эмоциональное состояние героя пьесы — маленького ребенка.

Учитель. В каком ладу звучит пьеса? (Слайд11)

Дети. (показывают смайлики) В мажорном, светлом.

Учитель . Что происходит с динамикой, как она развивается?

Дети. В начале музыка звучит тихо, затем громче, потом затихая и в конце очень тихо.

Учитель. На начало, середину или окончание пьесы приходится кульминация, наивысшая точка эмоционального развития?

Дети. Кульминация в середине пьесы, на самом высоком, ярком звуке.

Учитель . Вспомните окончание пьесы. Как она заканчивается? Что мы слышим в конце?

Дети . Восходящее движение на diminuendo,приводящее к pianissimo. Повторяющийся звук в низком регистре, очень тихо.

Учитель . Что он изображает, на что похоже это звучание?

Дети . На мерные удары большого колокола, который возвещает об утреннем богослужении.

Учитель. А о чем молился ребенок утром?

Дети . В утренней молитве ребенок благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы день его прошел благополучно. Он молился о здоровье родных и близких, и чтобы он не огорчал своих родителей.

Учитель: В каком исполнении прозвучала «Утренняя молитва»?

Учитель: молитву можно сыграть на инструменте, можно спеть, а прочитать можно?

IV . Знакомство с молитвой “Отче наш”.

Учитель: есть молитвы, которые не составлялись людьми. Это молитвы, которые дал людям сам Бог. Вот сегодня мы познакомимся с самой главной молитвой. Называется она Господня молитва, потому что её дал Иисус Христос Своим ученикам, когда они спросили его, как нужно молиться. В этой молитве мы обращаемся к Богу Отцу, первому Лицу Святой Троицы. (Слайд 12)

1.Попробуем прочитать (дети хором читают Главную молитву «Отче наш» Клип) и исполнить на одном звуке молитву, которую Господь Бог написал для своих учеников.

2 . Объяснение слов молитвы.

Иже еси на небесех — Который находится на небесах, или небесный;

да — пусть; святится — прославляется:

яко — как; на небеси — на небе;

насущный — необходимый для существования;

даждь — дай; днесь — сегодня, на нынешний день;

остави — прости; долги — грехи;

должником нашим — тем людям, которые против нас согрешили;

искушение — соблазн, опасность впасть в грех;

лукавого — всего хитрого и злого, то есть дьявола. Дьяволом называется злой дух.

Учитель: Православный человек может молиться в одиночестве и вместе с другими людьми. Он может молиться про себя и вслух, в чтении и в пении. Он может молиться на любом языке. Он может молиться в любом месте и в разных обстоятельствах: как в радости, так и в беде.

Молитва – просьба: “Подай, Господи!” (Слайд13)

Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха…

Взрослея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности. Это просьба о защите.

Молитва о духовных дарах просит у Бога прибавления ума и любви, а также о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку свою близость.

Молитва – благодарение — за всякое благодеяние Божие. (Слайд 14-15)

— За то можно благодарить Бога?

— Молитва благодарственная по исцелении от болезни.

— Благодарение за любовь Божию и молитва об умножении любви к богу.

— Благодарение за помощь Божию в опасностях и сохранение от вреда.

— Молитва благодарственная по получении.

Молитва – славословие. (Слайд 16)

В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом.

Мы уже с вами знаем, что молитвы бывают разные. Чаще всего эти молитвы бывают составлены святыми, праведными, благочестивыми людьми.

Слушание пьесы П. Чайковского «В церкви». Чем эта пьеса отличается от «Утренней молитвы»?

Дети: Музыка звучит торжественно, степенно.

В миноре (используют смайлики для показа минора),

Учитель: Какое состояние передает композитор?

Дети: успокоение после вечерней молитвы — тихо, мерно ниспадающие аккорды на фоне мерно «гудящего» баса – как бы замирающего вдали колокола, готовящего нас к вечерней службе.

Учитель: эти пьесы вошли в сборник под названием « Детский альбом». Какая из них открывает альбом, а какая завершает? ( пьеса «Утренняя молитва» открывает альбом, « В церкви» завершает) .

V . Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.

Учитель: — О чем молился ребенок утром? (слайд 17)

Дети: В утренней молитве ребенок благодарил Бога за то, что наступил новый день,

И просил, чтобы день его прошел благополучно. Он молился о здоровье родных и близких, и чтобы он не огорчал своих родителей. (Слайд 18-19-20)

— Согласен ли ты с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа?

Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость… Что ты можешь сказать об этих людях?

— А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?

— Про себя (это будет твой секрет – только твой) реши, на какого человека ты больше похож: первого или второго?

— Чтобы ты попросил? (Не огорчать родителей своим поведением, помочь учиться хорошо, пожелать доброго здоровья родителям, уберечь от зла, стать лучше.)

— А просить и желать плохое можно?

— Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту поблагодарить Бога?

VI. Работа в рабочей тетради или домашнее задание (слайд 21)

— Какие музыкальные произведения П. Чайковского услышали сегодня на уроке?

— Какое пропущенное главное слово? Тетрадь: стр.17. (Молитва)

— Где могут звучать молитвы? ( В церкви, в храме, дома)

Домашнее задание. Чем отличается молитва от песни?

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что на уроке тебе понравилось больше всего?

VII. Подведение итогов урока (слайд 22-23)

Учитель оценивает и благодарит детей

Дети под музыку выходят из класса

Материал урока можно использовать на уроках музыки начальных классов общеобразовательной школы с целью более подробного ознакомления с фортепианным циклом П. И. Чайковского «Детский альбом».

Цель:развитие языковой компетенции1.Образовательный компонент цели: развитие навыков говорения, аудирования, чтения, письма по теме «Детские английские стихи. Описание внешности, характера»2.Раз.

Развивать творческое воображение, воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту весенней природы, бережное к ней отношение, любовь к поэзии, музыке, изобразительному искусству. воспитывать любовь .

Открытый урок по русскому языку в первом классе к педсовету по преемственности между детским садом и начальной школой. УМК «Школа России» по учебнику В. П. Канакиной. Проведен в апреле 2015 года.

Цель: обобщить знания детей по разделу, разсирить читательский кругозор учащихся с помощью детских журналов.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Конспект урока по литературному чтению 2 класс «Из детских журналов» (Обобщение). УМК «Школа России&quot.

Утренняя молитва чайковский урок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here