В чем опасность Иисусовой молитвы

Самое детальное описание: в чем опасность иисусовой молитвы специально для посетителей нашего ресурса.

Кроме восклицания «Аллилyйя!», что значит: «Хвалите Бога», молитва «Господи, помилуй!» – самая краткая из всех молитв в православии. Её прообраз взят из Нового завета, где она встречается трижды.

В Евангелии от Марка слепой Вартимей на дороге y Иерихона, yслышав, как мимо проходит Иисyс Христос, боясь, что он не заметит его, слепого, громко кричит: «Иисyс, Сын Давидов! помилyй меня» (Мк. 10:47), точно так же обращается к Христy и неизвестная хананеянка, yмоляя: «Пoмилyй меня, Господи, Сын Давидов, дoчь моя жестoко беснyется». (Мф.15:22), и в третий раз звyчит эта молитва, когда Христос рассказывает притчy о мытаpе и фарисее, и грешный мытаpь, стоявший в отдалении, не смеет даже взглянyть на небо и только просит: «Гoсподи! Милoстив бyди мне грешномy!» (Лк.18:13).

Она не менее девяти раз встречается в псалмах царя Давида, и в его молениях к Богy-Отцy принимает более короткую формy: «Помилyй меня, Господи!» (Пс.6:3, 9:14, 30:10, 40:11, 85:5) или «Господи! Помилyй меня!» (Пс.40:5). Тyт yже до краткой формы «Господи, помилyй» – рyкой подать.

Эта древнейшая молитва к Богy по гречески звyчит как «Кирие элеисон!» (Kyrie eleyson!) – и означает не только просьбy дать возможность спастись, но и некий рассказ о себе перед Создателем, сожаление о собственной греховности и несовершенстве.

В канонических молитвах и на богослyжениях она повтрояется три, двенадцать или сорок раз — эти числа означают триединство Бога-Троицы, 12 апостолов и полнотy испытания (Иисyс постился 40 дней).

Российский святой Иoанн Крoнштадтский считал, что постоянная Иисyсова молитва молитва «бьет в нашy гoрдoсть и вызывает. . чyвствo cмирения», и нyжна каждомy грешникy, она «дыхание дyши егo». И когда верyющий часто твердит «Гoспoди! Пoмилyй!», то он жив и с дyшoй y него все в порядке, а если же замолчали его yста, значит он мертв или при смерти.

У Иисyсовой молитвы несколько форм: это и «Госпoди, Иисýсе Христе, Сыне Божий, пoмилyй мя грешнагo раба твоего (имярек)», и «Госпoди, Иисýсе Христе, помилyй мя» или «Госпoди, Иисýсе Христе, Бoже наш, пoмилyй мя грешнагo».

Чаще всего Иисyсoвy молитвy творят монахи – они повторяют её непрестанно, пока дyша и yм не yстремятся к Бoгy. В редких слyчаях старцы благословляли на такyю молитвy и мирян. Старец из Оптинoй Пyстыни препoдобный Варсoнoфий поyчал, что молясь таким образом, человек ежесекyндно помнит о Бoге.

Он разделял молитвy монаха на четыре стадии: первyю стадию он называл трyдoвой, на этой стадии yм человека быстро отвлекается от мoлитвы и забывает о ней, и тогда монахy приходиться yпотреблять все свои силы, чтобы все время твердить её. Но даже в этом есть польза, так как yм настраивается на раскаяние.

Втoрая стадия — мoлитва yма, yмная, когда в человеке молится и yм, и сердце и чyвства, мoлитва свершается как бы сама сoбой и не замолкает. Пpепoдoбный Анaтолий (Зеpцалoв) yказывал, что «Нaше главное стaрaние – это зaключать yм в слoвa: «Гoсподи Ииcyce Xристe, Сынe Бoжий, пoмилyй мя, грешнoгo»».

Третья стадия молитвы – когда она становится твoрчеством, и православный может словом своим сдвигать скалы. Такой молитвы достигают лишь редкие схимники и пyстынники. И, наконец, четвертая стадия молитвенного пребывания пред Богом – это такое сoстояние дyши, котoорое дoстyпно лишь ангелам и почти никогда — человекy. И за каждyю пройденнyю стyпень человекy дается дар от Бога.

Тот же Варсoнoфий говорил, что первый дар – этo внимaние, кoгда yм yже держится за мoлитвy, не oтвлекается сyетой, втoрoй дар – этo мoлитва внyтри, кoгда все чyвства и мысли находятся в равнoвесии, страсти отстyпают, и всё yстремляется к Бoгy. Нo нyжнo быть oстpoжными, пoтoмy чтo страсти челoвеческие – словно мертвецы в грoбах — oтвлечешься, и oни oживают.

Ещё один Божий дар – это дyхoвная мoлитва, кoгда в челoвеке не oстается земнoгo — oн весь направлен к небесам. Дoстигшие такoй мoлитвы наделяются прозорливостью и могyт видеть сердца людей и их дyши.

Нo и мoнахи, и священники предoстерегают самoyверенных неофитов от постоянного творения Иисyсoвoй мoлитвы, так как дyхoвнo неoпытных людей пoдстерегает мнoжествo искyшений, кoтoрые могyт дoвести их дo еще бoльших грехoв, чем те, кoтoрые oни yже сoвершили. Самoй безoбиднoй вещью мoжет стать тяжелая бoлезнь, кoтoрая надолго отвратит неофита от подвигов.

Пристyпать к Иисyсoвoй мoлитве мoжнo тoлькo пo разрешению дyхoвникoв. Для неофита главнoе, читать yтреннее и вечернее правилo, где Иисусoва мoлитва встречается не раз, пoсещать храм пo вoскресеньям, регулярно исповедоваться, причащаться и помнить, что краткая молитва «Господи, помилуй» иногда вмещает в себе целый мир.

В сборинике «Неридуманные рассказы о чудесной помощи Божьей» есть повествование одного иеромонаха о чуде, приключившемся с ним в армии. Он служил десантником и прыгал с парашютом, но парашют у него не раскрылся; не раскрылся.

Матушка у бойца была верующая, и перед уходом в армию он получил от неё молитву: написанный на бумажке 90-й псалом «Живый в помощи вышего. », которую вшил под подкладку. Но когда стропы парашюта запутались, и с каждой секундой приближалась земля, лезть за бумажкой было некогда. Десантник в страхе закричал: «Гoспoди, пoмилуй!» – и Бoг егo услышал: в тoт же самый миг стрoпы натянулись и запаснoй парашют раскрыл свoй купoл.

Есть мнение, что Иисусову молитву – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», – могут творить только монахи, а мирянам это духовное делание неполезно. Так ли это? Можно ли молиться Иисусовой молитвой мирянам? И как это делать с наибольшей духовной пользой? Что вообще значит для нас Иисусова молитва?

Иисусова молитва может и должна быть всегда с нами

– По мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), занятие Иисусовой молитвой есть общехристианское делание. «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17) – эти слова апостола Павла обращены ко всем христианам, без различия, монах ты или мирянин. Святитель Игнатий знал современников христиан из мирян, которые в делании Иисусовой молитвы достигали значительных успехов. Причина очевидна: в его время была живая духовная жизнь многих людей и возможность соприкоснуться с подлинным делателем молитвы Иисусовой, который мог научить сначала правильной, а потом и непрестанной молитве. Понятно, что духовными молитвенными центрами и школами были святые обители. Из них молитвенный опыт выходил и в мир, где его впитывали и совершенствовали лучшие из христиан.

Наше время стало другим, оно внесло в жизнь Церкви значительные особенности и изменения. Главная среди них – разрушенная традиция духовной жизни. Мы, современные христиане, в большинстве своем первопроходцы на пути духовном. Многие делания, главные из которых – жизнь по совету духовника, покаяние в грехах, несение креста, отсечение своей воли и, конечно, молитва – даются нам непросто, и ошибки здесь неизбежны. Но, как говорится, волков бояться – в лес не ходить.

Попробуем дать некоторые советы на тему Иисусовой молитвы не столько из личного опыта, которого почти ни у кого нет, сколько из духовных советов наших славных отцов и старцев.

Ум нужно заключать в слова молитвы, а сердце должно непрестанно пребывать в покаянии и плаче о грехах

  1. «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4: 12). На этих словах основана наша вера в великую благодатную силу имени Иисусова. Этим именем, по слову преподобного Иоанна Лествичника, нужно сокрушать всю силу наших врагов и супостатов. Ощущение и реальность духовной брани, необходимость Божественной помощи в деле спасения должны обращать каждого христианина к Иисусовой молитве.
  2. Упражнение в Иисусовой молитве – это продолжение общего молитвенного труда. «Сначала научись молиться правильно, – учит святитель Игнатий (Брянчанинов), – научившись правильно, молись постоянно». Без молитвы не может быть никакой духовной жизни. Молитва – это всегда труд и принуждение себя. Молитва как дар Божий дается только молящемуся. Со временем состояние скуки и сухости сердца сменится на духовную бодрость и желание молитвы. Благодатная внимательная молитва придет только к тому, кто смиренно и терпеливо совершает свои молитвенные правила, среди которых должна быть и молитва Иисусова.
  3. Полезно определить себе небольшое время для Иисусовой молитвы или количество молитв, для которого используют четки. Можно порекомендовать раз в неделю заменять утреннее и вечернее правила этой молитвой – 15 минут утром и вечером.
  4. Главное в Иисусовой молитве не количество, а качество. Запомним, что ум нужно заключать в слова молитвы, а сердце должно непрестанно пребывать в покаянии и плаче о грехах. Увлечение внешним молитвенным подвигом и особенно погоня за числом прочитанных молитв может привести к опасному состоянию, близкому к прелести. У отцов оно называется мнением.
  5. Некоторые боятся прелести от занятия Иисусовой молитвой. Прелесть – это удел гордых и своевольных людей. «Мы все в прелести», – так думает смиренный человек и обращается к Богу с покаянным молитвенным плачем. Смиренному невозможно пасть и быть прельщенным лукавыми духами.
  6. Замечательным подспорьем в Иисусовой молитве служит акафист Иисусу Сладчайшему. Обязательно его прочитывайте 2–3 раза в неделю.
  7. Для мирян Иисусова молитва всё-таки есть больше вспомогательное, а не основное молитвенное делание. Эта молитва может и должна быть всегда с нами. Ценность этой молитвы в ее краткости; ее можно совершать как устно, если позволяют условия и обстановка, так и умно, прочитывая ее внутри себя. Миряне много времени проводят в транспорте, в дороге, очередях, на прогулках, в трудах по дому. В данных занятиях нельзя терять драгоценного времени, а лучше делать необходимые дела и одновременно творить Иисусову молитву. Здесь самое главное – практика и старание.
  8. И, наверное, самое главное. Это связь Иисусовой молитвы с нашей жизнью. Как мы живем, так и молимся, и как молимся, так и живем. Для делателя молитвы Иисусовой требуется особая жизнь, в правильном понимании строгая. Главными препятствиями в молитве являются рассеянность и житейская суета. Не научиться Иисусовой молитве тому, кто привязан к TV и интернету, кто постоянно слушает музыку и не вылезает из соцсетей, кто любит веселые компании и пустые разговоры. Здесь для многих нужна остановка: слишком сильна привязка к миру и его удовольствиям. Всё это заполняет ум и сердце и не дает человеку правильно и цельно обратиться к Богу в молитве. Будем разумно менять жизнь, изгоняя из нее всё пустое и ненужное для духовного роста и плодотворной молитвы.

Через молитву Иисусову мы со Христом везде

Не научиться Иисусовой молитве тому, кто привязан к TV и интернету, кто не вылезает из соцсетей

– Иисусова молитва дана всем – и монахам, и мирянам. Христианин – это тот, кто всегда со Христом, а этому и служит молитва Иисусова. Посредством молитвы Иисусовой мы со Христом бываем везде – и в метро, и на заснеженных улицах, в магазине и на работе, среди друзей и посреди врагов: молитва Иисусова есть златая связь со Спасителем. Она спасает от отчаяния, не дает нам упасть мыслями в пропасть мирской пустоты, но, как огонек лампады, призывает к духовному бодрствованию и предстоянию перед Господом.

Обыкновенно наш ум занят самыми беспорядочными мыслями, они скачут, сменяют друг друга, не дают нам покоя; в сердце – такие же хаотичные чувства. Если не занять ум и сердце молитвой, то в них будут рождаться мысли и чувства греховные. Молитва Иисусова – это лекарство для души, больной страстями.

В Древнем Патерике приводится такое сравнение. Когда котел подогревается огнем, то на него не сядет ни одна муха со своими бактериями. А когда котел остывает, то по нему бегают разные насекомые. Так и душа, согреваемая молитвой Богу, оказывается недоступной дурному воздействию демонов. Душа искушается, когда остывает, когда огонек молитвы угас. А когда вновь молится, искушения рассеиваются. Это каждый может проверить на собственном опыте: в минуту скорби, когда гнетут проблемы или сердце разрывается от недобрых помыслов, стоит начать молиться Господу, произносить молитву Иисусову – и накал помыслов схлынет.

Молитва Иисусова крайне нужна именно мирянам. Она спасительна во многих бытовых ситуациях. Если ты чувствуешь, что сейчас взорвешься, выйдешь из себя, если тебе хочется произнести какое-то скверное слово или возникли нечистые пожелания, остановись и начни в уме произносить неспешно молитву Иисусову. Произноси ее со вниманием, благоговением, покаянием, и увидишь, как накал страстей уходит, всё внутри успокаивается, становится на свое место.

Если сказать прямо, то страстный человек – это человек, который не молится. Без молитвы ты никогда не будешь с Богом. А если не будешь с Богом, то что у тебя будет в душе? Молитва Иисусова – это самая доступная, простая по словам, но глубокая по содержанию молитва, которую ты можешь иметь в любом месте и в любое время.

Еще святые отцы называли молитву Иисусову царицей добродетелей, потому что она привлекает все остальные добродетели. Терпение и смирение, воздержание и целомудрие, милосердие и любовь – всё это связано с молитвой Иисусовой. Потому что она приобщает Христу, молящийся перенимает образ Христов, воспринимает от Господа добродетели.

Ни в коем случае нельзя произносить молитву Иисусову ради каких-то душевных восторгов

Есть, конечно, ряд ошибок, которые случаются с молящимися. Ни в коем случае нельзя произносить молитву Иисусову ради каких-то душевных восторгов или что-то представлять в воображении. Молитва Иисусова должна быть без образов, со вниманием к словам, наполнена благоговением и покаянным чувством. Такая молитва дисциплинирует ум и очищает сердце, душе становится легче, потому что уходят посторонние помыслы и хаотичные чувства.

Молитва Иисусова – это спасение для любого христианина, в какой бы ситуации он ни оказался.

Молитва Иисусова – ступеньки лестницы в Царствие Божие

– Об Иисусовой молитве для мирянина сказано очень много и святыми отцами, и современными опытными духовниками: она необходима. Но весь «секрет» ее заключается в том, что никакого секрета нет. И если мы сами себе эти «секреты» не придумываем, то сердечное и внимательное обращение к Господу в простоте и сокрушении, несомненно, будет содействовать нашему доброму прохождению пути христианской жизни. Здесь надо различать «делание умной молитвы» монахом под руководством опытного духовника (это отдельная тема, которой мы не будем сейчас касаться) и повторение молитвы мирянином во всякое время и во всякий час: вслух, если есть такая возможность, или про себя, если человек находится в общественном месте. Простота и сердечность, осознание своей немощи и всецелое предание себя в руки Божии – главное здесь, как и в любой молитве.

Но вот еще о чем, кажется, нужно сказать. Иногда даже эту простую молитву произносить очень сложно, и святитель Игнатий (Брянчанинов), например, определяет в этом случае «малую меру» необходимого, то есть внимание к произносимым словам в посильном приложении к ним своего сердца, пусть даже и с понуждением. Господь видит нашу тугу и борьбу и доброе произволение. Не может быть, чтобы всё время было легко, – это относится как к жизни вообще, так и к молитве. Иногда надо понудить себя, потрудиться, «пробиваясь» к Господу через собственную дебелость и уныние и смуту. И вот это делание уже всецело относится к сфере нашего доброго произволения, потому что никто у нас это стремление к Богу отнять не может, только бы оно (пусть даже и ослабевая в нас по временам) не прекращалось. И молитва Иисусова в этом случае – это те простейшие «узелки» на веревочной лестнице, по которой мы хоть и с трудом, но можем и должны постепенно взбираться горе, в Царствие Божие. А Господь, подавший нам эту «лестницу», разве не поможет, не поддержит, не укрепит? Конечно, поддержит, и наставит, и укрепит, только бы мы совершали свое восхождение с доверием и простотой, «не мечтая о себе ничего», но с усердием и постоянством.

Одной из самых сильных, но при этом коротких молитвенных обращений к Господу является Иисусова молитва. В нескольких строчках заключен огромный смысл: это просьба к Сыну Божьему о помиловании, защите и помощи. Запомнить текст просто и повторять его можно по необходимости в любое время.

Для начала хотелось бы сказать о том, что нет возможности точно определить, кто составил этот молитвенный текст. Есть версия, что это Макарий Египетский, поскольку он написал много христианских сентенций. На самом деле Иисусова молитва является не обычным прошением, а кратким исповеданием христианской веры, поскольку Иисус называется Сыном Божиим, он исповедуется Богом и верующий просит о помиловании. В восьми словах заключены все евангельские вести.

Чтобы обращение к Высшим силам было максимально эффективным, необходимо учитывать ряд определенных рекомендаций, касающихся правильного произношения молитвенного текста. Лучше всего выучить слова наизусть, но важно во время чтения не переставлять их местами и не допускать ошибок. Слова Иисусовой молитвы не нужно повторять механически, поскольку нужно не только понимать смысл каждого слова, но и вкладывать в него веру.

Священнослужители утверждают, что простой молитвенный текст способен сконцентрировать духовные, душевные и телесные силы, которые помогают человеку в жизни справляться с разными проблемами и достигать поставленных целей. Сила Иисусовой молитвы помогает достичь целостности в душе, что важно для счастливой жизни. Кроме этого, она помогает в таких ситуациях:

  1. Способствует укреплению психологического равновесия и избавляет от разных заболеваний.
  2. Дает огромную защиту, которая оберегает от различного рода проблем, например, порчи, сглаза и других неприятностей.
  3. Иисусова молитва изгоняет бесов, помогая справиться со сглазом, проклятиями и с другим негативом.
  4. При регулярном повторении молитвенный текст благоприятно воздействует на все сферы жизни. В итоге человек начинает ощущать невидимую поддержку во всех делах.
  5. Считается, что Иисусова молитва способна очистить от грехов, для чего после слова «помилуй мя», нужно признаться в греховности, добавить «грешного» и свои грехи, например, осуждающего, ненавистного, завистливого и так далее.

Использовать короткий молитвенный текст, обращенный к Сыну Божьему, можно не только, чтобы читать его за себя, но и за близких людей. Иисусова молитва исцеляет любые болезни, помогает в дороге, защищает, наставляет на праведный путь и так далее. При наличии проблем, помощь со стороны близких людей будет необходимой. Все очень просто: сначала нужно обратиться к Всевышнему своими словами и попросить за другого человека, а затем уже прочитать Иисусову молитву. Если человек болеет, то молится лучше возле его кровати.

Молитвенные тексты не являются стихотворением, поэтому их необходимо произносить согласно определенным правилам. Учитывайте такие рекомендации, как правильно читать Иисусову молитву:

  1. Молиться можно в любом месте, главное, иметь искренне желание и огромную веру.
  2. Важно сосредоточиться на высказывании, то есть ни на что не отвлекаться. Избавьтесь от посторонних мыслей и отключите фантазию.
  3. Некоторое время лучше посидеть в тишине, чтобы сконцентрироваться и только потом можно начинать молиться.
  4. После произношения молитвенного текста, можно к Сыну Божьему обратиться своими словами.

Считается, что если научиться правильно контролировать и направлять свои телесные сигналы и функции, то можно усилить концентрацию на молитву. Используется для Иисусовой молитвы техника на входе, которой легко научиться. Во время чтения молитвенного текста нужно замедлить дыхание, а затем подстроить его ритм под молитву. В большинстве случаев первую часть, произносят на вдохе, а вторую – на выдохе. Еще один вариант – Иисусова молитва может читаться в такт биению сердца.

Видео (кликните для воспроизведения).

Многие не знают, но для счета молитв и поклонов часто используются четки – бусинки, собранные на нитке с крестиком. Основной молитвенный текст, который читают при помощи четок – Иисусова молитва. Первым начал использовать их святой Василий Великий, чтобы молиться не по книгам, а по определенному числу. Стоит заметить, что в монашестве четки принято называть духовным мечом, поскольку их вручают во время пострига.

Стоит разобраться, как читать Иисусову молитву по четкам, так, рекомендуется перед началом использования этого атрибута обратиться за благословлением к священнику. Смысл применения очень прост – каждая бусинка является одной молитвой. Нужно зажимать между двумя пальцами бусину и перекидывать ее в другой конец. Лучше стараться перебирать четки так, чтобы никто не видел.

В церковных правилах нет каких-либо ограничений, касающихся количества повторений Иисусовой молитвы. Каждый человек вправе самостоятельно определять, сколько раз повторить молитвенный текст, поэтому важно прислушиваться к себе. Стоит знать, когда начинает помогать Иисусова молитва, так, считается, что обращение к Сыну Божьему начинает действовать, когда человек ощущает в душе спокойствие, радость и избавляется от неприятных ощущений.

Считается, что темные силы чаще «атакуют» людей, которые молятся Сыну Божьему. Священнослужители утверждают, что это связано с тем, что Иисусова молитва для женщин и мужчин обладает огромной силой способной провести человека в рай. Чтобы увести «жертву» на темную сторону, бесы начинают раскрывать перед человеком его грехи и внушают ему мысль, что спасение невозможно. Рекомендуется перед использованием Иисусовой молитвы получить благословение в церкви и начинать с небольшого количества ее повторений.

Важно уделить внимание и возможным духовным преградам, которые могут появиться при чтении Иисусовой молитвы. Священнослужители утверждают, что не нужно стараться читать молитву, огромное количество времени, поскольку дело не в количестве. Во время произношения стройтесь сохранять смирение духа. Искушения появляются не на первых этапах, а через какое-то время, поэтому пригодится опытный духовный наставник. Еще бывают ситуации, когда особенно сложно даются конкретные слова. В такой ситуации нужно отнестись к ним внимательно, вникнув в глубину богословского смысла.

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Молитва как таковая здесь не при чем. Просто часто бывает так, что если человек хочет изменить свою жизнь в сторону Бога в целом, пытаясь следовать тому «узкому пути», про который говорил Христос, то его непременно постигают разные испытания. Вы думаете, ближайшим ученикам Иисуса было легко? Кому Он говорил: «Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной»? А что значит «взять крест свой» как не быть готовым при случае даже претерпеть то, что претерпел за нас всех Иисус. Тут дело, очевидно, не в каком-то особом могуществе дьявола, а в том, что другого пути для победы над ним, кроме креста, не существует… Ваши искушения по сравнению с теми, что постигали верных последователей Христа, — это мелочи. Впрочем, доверьтесь Богу с готовностью принять всё, что ни выпадет на вашу долю, что Вы сам изменить не сможете. Бог сверх наших собственных сил обычно никому ничего не попускает.

— Вы многого просите. Никто не может обучиться молитве, не подвизаясь лично не приступив к этому умному деланию. Сколько бы ни говорили другие, это просто введение, которое вызовет в тебе духовный аппетит. Однако, чтобы закончить свои мысли об Иисусовой молитве, вероятно, следует сказать кое-что об опасностях и ошибках, которые могут ждать на этом пути.

— Очень хорошо, — отвечал я. — Ранее Вы говорили, что монахи избегают непосредственно вводить ум в сердце, используя для этого другие средства — с целью уклониться от опасностей. Что представляют собой эти опасности и ошибки?

— Первая ошибка возникает вместе с помыслом о том, что благодать обретают в короткий промежуток времени. Многие, приступая к священному деланию молитвы, стремятся быстро войти в созерцание Света. Но, поскольку это дается не тотчас и не всем, они устрашаются и разочаровываются. Подвижник должен принять решение вести борьбу многие годы. Бог не насилует нашу волю, поскольку мы — личности и, следовательно, обладаем свободой. Но и мы не смеем насиловать свободу Бога, ибо Он — Личность. Т.е. нам нужно позволить Ему прийти, когда Он рассудит и пожелает.

— Другая ошибка состоит в том, что мы придаем большое значение психотехническим методам. Однако эти методы (вдох — выдох, биение сердца и тому подобное) — просто дополнительные средства для сосредоточения ума, для избавления его от чуждых элементов. Т.е. методы имеют не магическую силу, а вспомогательную, освобождая ум от рассеянности. Когда ум сосредоточится и станет легко входить в себя, все дополнительные средства отменяются.

— Разумеется. Перескакивание при прохождении молитвы. Ранее мы говорили о том, что существуют различные этапы ее развития, которые мы разделили на пять. Первый — когда молитву произносим устами. Второй — когда удерживаем память об Иисусе в уме и затем только сводим ее в сердце. Однако некоторые начинают непосредственно со второго этапа и не достигают больших успехов. Другие с первой ступени переходят прямо на третью, главным образом, к дыханию. Опасность (как я уже отмечал) заключается в том, что по физическим причинам сердце может испытывать боль и существует вероятность того, что молитва остановится. Конечно, недомогание не возникнет, но вполне возможно, что эта священная деятельность прервется.

— Также и вокруг слез создается несколько проблем, — продолжал он.

— Ранее мы сказали, что, когда молитва укрепится в уме, глаза увлажняются и бегут бесчисленные слезы. Однако это не всегда необходимо. Молитва может хорошо идти и без этого. Следовательно, не стоит разочаровываться при их отсутствии, ибо они приходят, если того пожелает Бог. Также, когда нас заливают потоки слез, не следует придавать этому значение и описывать свое состояние другим. Аскетический опыт свидетельствует, что стоит только рассказать, как тотчас они прекращаются и впоследствии с трудом возвращаются. Особо подчеркну, что, зная этапы умной молитвы, нужно избегать рассматривать, на каком из них мы находимся. Должно продвигаться в смирении. Кажется, недавно я уже говорил, что гордость в молитве — глупость. Именно глупость. Человек уподобляется нищему, просящему кусочек хлеба и превозносящемуся, когда получит его. Глупость и падение!

— Вижу, что и здесь смирение играет важную роль? — Везде! Святитель Василий Великий говорит, что смиренномудрие является сокровищницей всех добродетелей. Оно хранит все добродетели и, в конечном счете, хранит самого себя. В целом, в духовной жизни следует тщательно избегать гордости, особенно же когда она представляется как тщеславие. Без сомнения. Вы знаете, что тщеславие возникает в любой добродетели. К слову сказать, в молчании, в посте, в бдении, особенно в молитве, особенно в безмолвии, в долготерпении. Отцы говорят, что тщеславие подобно предателю, тайно открывающему врата города, чтобы впустить врага внутрь. Тогда, каким бы прекрасным ни был город, как бы ни были сильны его защитники, каким бы хорошим оборонительным положением ни обладал, его занимает враг. То же случается и в духовной жизни. Какие бы добродетели мы ни имели, какой бы силой ни располагали, тщеславие предаст нас лукавому. Отцы советуют никогда не приниматься за дело, которое предположительно ведет к тщеславию.

— Этого я не могу понять. Не объясните ли Вы мне подробнее?

— Вернемся к вопросу о молитве. Верующий не должен переусердствовать в этом делании, ибо в таком случае его наверняка соблазнит диавол. Делая что-либо превыше своих сил, он становится орудием диавола и, увлекаемый им, в какой-то момент оставляется, одновременно отбрасывается назад и падает очень низко. Чаще всего гибнет.

— Как же избежать этого тяжелейшего падения?

— Спасительный путь — скорбь и послушание. Молитва очень тесно связана со скорбью. Когда диавол увидит кого-либо проводящим жизнь в скорби, он не остается там, но бежит, ибо устрашен смирением, порождаемым скорбью. «Величайшее оружие заключено в молитве — скорбь; не впадая по причине радости, доставляемой молитвой, в самонадеянность, но избрав для себя радостную печаль, сохранишься поврежденным», по словам святого Григория Синаита. При прохождении чистой молитвы необходимы скорбь и осознание своей греховности. Подвижник должен держать ум в аде и не отчаиваться. К тому же чувство греховности («ничтожности») и надежда на Иисуса Человеколюбца — характерный признак Православия и основная черта всех тропарей. Разумеется, нужно подчеркнуть, что большая скорбь — удел немногих. Все не в состоянии жить в такой глубокой скорби, ибо, чтобы не поколебаться, требуется огромная сила и предварительное вкушение Божественной благодати. Но, по мере силы, каждому необходима в жизни эта блаженная скорбь. Необходимо и безоговорочное послушание старцу. Все, даже самое малое, делается по его благословению и мудрому руководству. В том числе и в случае с Нетварным Светом.

— Какое отношение имеет послушание старцу к созерцанию Нетварного Света? — спросил я, пораженный услышанным.

— Когда человек шествует в одиночку, без необходимого благословения, он отбрасывается диаволом, о чем мы говорили ранее. В нем зреет неукротимое желание видеть Нетварный Свет. Он полагает, что это совершенство и желает быстрее достичь его.

— Да. Святой Диадох указывает, что подвижник не должен проводить аскетическую жизнь в надежде видеть Нетварный Свет, «чтобы сатана не нашел душу готовой к пленению им». Приступать к деланию молитвы следует с любовью к Богу и с послушанием Его святой воле, поскольку возможно, что диавол, «принимающий вид ангела света», примет вид ангелов, которые станут служить ему. И вообразит тогда» несчастный, что достиг высоты совершенства, живя якобы с ангелами и не подозревая, что беседует с бесами! Искушением является и то, когда в часы молитвы подвижник принимает помыслы от бесов, внушающих, что вскоре он якобы увидит Нетварный Свет. В этом утонченном и опасном случае требуется большое внимание. Нужно оставить молитву и начать страшно укорять себя: «Жалкий нечестивец, жаждущий видеть Нетварный Свет!» Ибо, отец мой, весьма опасный знак — мысль о том, что ты достоин видеть Нетварный Свет. Также можно говорить: «Придут убийцы мои, бесы, и похитят душу мою. Увы мне!» Тогда тотчас исчезнет враг. Часто диавол, чтобы удовлетворить честолюбие монаха и пленить его еще более, приносит свет в его келлию. Это не Нетварный Свет, но тварный, т.е. бесовский.

— Что видел ты, чадо? — отвечает тот.

— Свет, отче, сладкий-сладкий; не могу сказать тебе, отче, откуда он — у меня не хватает на это разума.

Когда говорит он это, трепещет и бьется сердце его и тотчас зажигается от любви к виденному. И затем вновь начинает говорить со слезами горячими и обильными: — Я видел, отче, тот Свет. Он тотчас наполнил келлию, и исчез мир, скрывшись, как я думаю, от лица Его; и лишь были я и этот Свет. Не знаю, отче, было ли там тело мое, ибо я не понимал, ношу ли я тело или нахожусь близ него. Меня охватили радость неописуемая, любовь и желание великое, и побежали по лицу моему потоки и реки слез, которые ты и сейчас видишь.

Отвечая, он говорит ему: — Это Он, чадо.

И вновь он видит Его, и мало-помалу совершенно очищается, и, очистившись, приближается и спрашивает Его: — Это Ты, Боже мой? И отвечает и говорит Он: — Это Я, Бог, ставший ради тебя человеком, и, вот, Я сотворил тебя, как видишь, и сделаю богом».

И оттоле скорбя, умоляя и смиряясь, он начинает постепенно познавать божественное. «

В это время подле нас появился инок — послушник старца, к которому я начал испытывать ревность, так как он нашел мудрого и опытного руководителя. Он обратился к старцу.

— Вы велели мне поливать деревце. Я сделал это. Поливать ли сейчас и другое?

Тот посмотрел на него слегка задумчиво и затем ответил:

И, обратившись ко мне, сказал:

— Это и есть послушание, о котором я говорил ранее, и тот, кто его исполняет и обращается по всем вопросам к своему руководителю, будет иметь духовное преуспеяние. Благодаря ему достигается многое. Во-первых, оно не позволяет фантазии метаться и предлагать решения, как делают многие монахи. Оно очищает ум не только от сложных, но и от простых помыслов и, таким образом, больше сосредотачивает на молитве. Во-вторых, оно научает обращаться за советом. Вопрошать своего духовного отца — значит спастись. Где есть послушание, там есть смирение, которое есть основа послушания, и, следовательно, не может прокрасться гордый дух — диавол, который, входя, вызывает ужасные, безобразные состояния. Вообще, на пути этого священного делания послушание крайне необходимо. Без руководителя мы не преуспеем. Старец определит наш путь, установит программу духовной жизни, велит прекратить какое-то начинание, сообщит, хорошо ли и богоугодно ли мы шествуем. В лице старца — Сам Бог. По образу Христа. Какое положение у епископа в епархии, такое же положение у игумена в святом монастыре и у старца среди монахов, принимающего на себя.

— Столь большое значение придает аскетика старчеству?

— Разумеется. Без старца нельзя преуспеть и вести жизнь по неискаженному Преданию. Как жизнь плоти передается из рода в род, так передается и духовная жизнь. Старец, носитель и преемник Предания, сообщает его своему духовному чаду и рождает его во Христе. Он передает Предание тому, кто хочет его обрести. В этом заключается спасительный смысл послушания. Слушаться не для того, чтобы нивелироваться, но чтобы умертвить зло в себе, отказаться от собственной воли и воспринять Предание, чтобы изобразился в нас Христос. Я несу послушание, чтобы родиться. Послушание необходимо также и потому, что существует опасность заблуждения. Об этом пишет авва Дорофей:

«Нет ничего несчастнее, нет ничего соблазнительнее, как не иметь руководителя на пути Божием». Тот же отец, толкуя место из Притчей Соломоновых: «Те, кто не имеет руководителя, падают, как листья» ( Прит. 11:14 ), — говорит, что лист, сперва зеленый и цветущий, позднее засыхает и падает, будучи пренебрегаем и попираем. То же происходит и с неимеющими духовника. Он быстро чахнет и попадает во власть врагов. «Лист, поначалу зеленый, свежий, радующий глаз, постепенно сохнет, и падает, и, наконец, презирается, и топчется ногами. Так и человек, не управляемый никем. Сперва он имеет ревность к посту, бдению, безмолвию, послушанию и прочим добродетелям; затем мало-помалу, когда ревность его гаснет и не имеет он руководителя для себя, который бы сдерживал и поддерживал эту ревность, он незаметно засыхает и падает и, в конце концов, попадает во власть врагов, и делают они над ним, что хотят».

— Приведу один пример, чтобы ты понял, как необходимо иметь старца для того, чтобы избежать ошибок. Я знал монаха, который во время молитвы почувствовал сильную боль в сердце. Он тотчас рассказал об этом своему старцу. Тот забеспокоился и по опыту, который имел, спросил, в какой части сердца он чувствовал боль. Коща монах ответил, что в нижней части и вовне, старец велел: «Прекрати тотчас молитву и не произноси ее в течение недели, ибо боль должна чувствоваться в верхней части сердца и внутри. В нижней действуют страсти и безусловно что-то замышляет лукавый». И, таким образом, монах освободился от искушения лукавого, который уже начал действовать. Отцы от своего опыта учат: «Когда увидишь новоначального, который по своей воле восходит на Небо, схвати его за ногу и стащи вниз, ибо то не будет ему полезно».

Я ублажил того послушника, ибо он имел большое смирение и столь святого старца-наставника. И вспомнился мне стих, который приводит преподобный Феодор Студит послушнику:

Иди сюда, боец, приблизься ко мне, стань ревностным, сгибай свою выю, повинуясь усердно, Будучи весь смирение, умерщвляя желания, открывая каждый помысл сердца, не устрашаясь ни пустыни, ни столпа, ни другого какого подвига на пути, ведущем к жизни в Боге. Опережай всех, как написано в Божием слове, ибо ты идешь по пути первых мучеников.

— Счастливы монахи, пиющие духовную жизнь! — сказал я. — Блаженны эти сладкоголосые птицы, наслаждающиеся весенней росой — Богом! Мы не можем переживать таких состояний, ибо заглатываем выхлопные газы своей нечистоты и питаемся прахом земным, поедая самих себя.

— Но и вы способны насладиться лучами божественной славы, сиянием Божественного Света. Если желаете стать богословами на практике, следует учиться молитве, ибо тогда будет присутствовать и действовать Святой Дух. «Если ты богослов, молись истинно, и, если молишься истинно, являешься богословом». Мысль, которую я выскажу, поможет вам понять это. Можно после совершения греха (главным образом, плотского) писать богословские исследования и заниматься анализом святоотеческих трудов, но невозможно молиться, ибо по причине греха потеряна благодать. Т.е. останавливается молитва, но не сочинительство. Стало быть, действительный богослов живет молитвой. Следовательно, и вы способны воспринимать веселящие звуки божественного просвещения.

Видео (кликните для воспроизведения).

— Каким образом? Вы могли бы очень помочь мне в этом вопросе. Он крайне насущен и необходим.

В чем опасность Иисусовой молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here