Возглас в молитве

Самое детальное описание: возглас в молитве специально для посетителей нашего ресурса.

молитвенный возглас

• (устаревшее) восторженное славословие (первоначально хвалебный возглас в древних молитвах)

• молитвенный возглас, славословие

• хвалебный возглас в христианском и иудейском богослужении

• молитвенное восклицание («Помоги нам!»)

• хвалебный возглас в иудейском богослужении

• Хвалебный возглас в молитве, восторженное славословие

• молитвенное восклицание («Помоги нам!»)

• церк. евр. радостное восклицание: спаси, охрани

Хвалебный возглас в молитве, восторженное славословие

• (устаревшее) восторженное славословие (первоначально хвалебный возглас в древних молитвах)

• молитвенный возглас, славословие

• хвалебный возглас в христианском и иудейском богослужении

• молитвенное восклицание («Помоги нам!»)

• хвалебный возглас в иудейском богослужении

• молитвенное восклицание («Помоги нам!»)

• церк. евр. радостное восклицание: спаси, охрани

Ответ на вопрос «Молитвенный возглас, славословие «, 6 букв:
осанна

Молитвенное восклицание («Помоги нам!»)

Хвалебный возглас в христианском и иудейском богослужении

Хвалебный возглас в иудейском богослужении

И так как в то же время вся церковь ожидает в эти минуты сошествия Самого Бога, грядущего принестись в жертву за всех, то к Серафимской песне, раздающейся в небесах, присоединяется песнь еврейских отроков, которою они встретили вшествие Его во Иерусалим, подстилая ветви по пути: Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних.

Минует без малого три десятилетия, и на оскорбительные для памяти По наветы его душеприказчика, к тому времени успевшие приобрести авторитет правдивых свидетельств, ответит с другого берега Атлантики Стефан Малларме: Лишь в смерти ставший тем, чем был он изначала, Грозя, заносит он сверкающую сталь Над непонявшими, что скорбная скрижаль Царю немых могил осанною звучала.

Никто не успел, что называется, воспеть Фессу осанну, только Джебе впопыхах хлопнул его по плечу — бой продолжался, и тёмная туша куббура по-прежнему ползла к укреплениям, невозмутимая и неуязвимая — ни для камней, ни для пламени.

Сквозь ризу бренную бессмертьем осиянный, автограф Грозя подъемлет он сверкающий свой меч ЦГАЛИ Над непознавшими, что та больная речь Царю гробов была ликующей осанной.

Фридриха Осанна сообщать ему, не появится ли в немецких книгах, журналах или газетах упоминаний о его книге.

Источник: библиотека Максима Мошкова

молитвенный возглас, славословие

• (устаревшее) восторженное славословие (первоначально хвалебный возглас в древних молитвах)

• хвалебный возглас в христианском и иудейском богослужении

• молитвенное восклицание («Помоги нам!»)

• хвалебный возглас в иудейском богослужении

• Хвалебный возглас в молитве, восторженное славословие

• молитвенное восклицание («Помоги нам!»)

• церк. евр. радостное восклицание: спаси, охрани

Ответ на вопрос «Хвалебный возглас в молитве, восторженное славословие «, 6 букв:
осанна

церк. евр. радостное восклицание: спаси, охрани

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Оса́нна (, hôšî‘â-nā’ — спаси, мы молим ) — торжественное молитвенное восклицание (краткая молитва ), изначально являвшееся хвалебным возгласом . Моление о помощи .

И так как в то же время вся церковь ожидает в эти минуты сошествия Самого Бога, грядущего принестись в жертву за всех, то к Серафимской песне, раздающейся в небесах, присоединяется песнь еврейских отроков, которою они встретили вшествие Его во Иерусалим, подстилая ветви по пути: Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних.

Минует без малого три десятилетия, и на оскорбительные для памяти По наветы его душеприказчика, к тому времени успевшие приобрести авторитет правдивых свидетельств, ответит с другого берега Атлантики Стефан Малларме: Лишь в смерти ставший тем, чем был он изначала, Грозя, заносит он сверкающую сталь Над непонявшими, что скорбная скрижаль Царю немых могил осанною звучала.

Никто не успел, что называется, воспеть Фессу осанну, только Джебе впопыхах хлопнул его по плечу — бой продолжался, и тёмная туша куббура по-прежнему ползла к укреплениям, невозмутимая и неуязвимая — ни для камней, ни для пламени.

Сквозь ризу бренную бессмертьем осиянный, автограф Грозя подъемлет он сверкающий свой меч ЦГАЛИ Над непознавшими, что та больная речь Царю гробов была ликующей осанной.

Фридриха Осанна сообщать ему, не появится ли в немецких книгах, журналах или газетах упоминаний о его книге.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Слово из 6 букв, первая буква — «О», вторая буква — «С», третья буква — «А», четвертая буква — «Н», пятая буква — «Н», шестая буква — «А», слово на букву «О», последняя «А». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.

За кудрявый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь — очень гладкая, На вкус, как сахар, сладкая. Показать ответ>>

За поляною гора, Под горою есть дыра, А в горе — две печки День и ночь жарою пышут, То сопят, то ровно дышат. Что же это за гора? Дать ответ тебе пора! Показать ответ>>

За столом сидят ковбой, джентльмен и йог. Сколько ног стоит на полу? Показать ответ>>

Ножницы, шампунь, расческа, Всем я делаю прически, Стригу и взрослых, и детей. Отгадай меня скорей!

Родители так хотели, чтобы из сына вышел толк. Толк вышел. Бестолочь осталась.

Продолжительность вдоха/выдоха при обычном дыхании — 4:5, при игре на музыкальном инструменте — 1:20.

Сканворды, кроссворды, судоку, кейворды онлайн

Слово из 6 букв, первая буква — «О», вторая буква — «С», третья буква — «А», четвертая буква — «Н», пятая буква — «Н», шестая буква — «А», слово на букву «О», последняя «А». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.

Мы показываем время, Помогаем очень людям. Переменишь ударенье — И в мишень стрелять Мы будем. Показать ответ>>

Мы ребята удалые — ищем щели половые! Показать ответ>>

Мы слепили снежный ком, Шляпу сделали на нём, Нос приделали — и вмиг Получился . Показать ответ>>

Существует три вида людей. 1) Люди, верящие в Санта-Клауса. 2) Люди, не верящие в Санта-Клауса. 3) Какой третий вариант?

В ресторане:
— Официант, можно мне кофе?
— Я вам доктор, что ли, откудая я знаю, можно вам кофе или нельзя?

Каждый раз облизывая почтовую марку, вы приобретаете 1/10 калорий.

Сканворды, кроссворды, судоку, кейворды онлайн

Слово из 6 букв, первая буква — «О», вторая буква — «С», третья буква — «А», четвертая буква — «Н», пятая буква — «Н», шестая буква — «А», слово на букву «О», последняя «А». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.

У сеньора есть причуда: Сам сеньор — по доброй воле — Головой стучит повсюду, Но не чувствует он боли. Показать ответ>>

У сороки две, у человека одна, у медведя ни одной. Показать ответ>>

У сосны и ёлки Листики — иголки. А на каких листочках Растут слова и строчки? Показать ответ>>

Нарядные сестрички Весь день гостей встречают, Мёдом угощают.

Бармен обращается к клиенту:
— У вас стакан пустой, не желаете ли еще один?
— А на хрена мне два пустых стакана?

Существует всего один вестерн, снятый женщиной.

Сканворды, кроссворды, судоку, кейворды онлайн

Ответ на вопрос «(устаревшее) восторженное славословие (первоначально хвалебный возглас в древних молитвах) «, 6 букв:
осанна

Хвалебный возглас в христианском и иудейском богослужении

Молитвенный возглас, славословие

Хвалебный возглас в иудейском богослужении

Хвалебный возглас в молитве, восторженное славословие

И так как в то же время вся церковь ожидает в эти минуты сошествия Самого Бога, грядущего принестись в жертву за всех, то к Серафимской песне, раздающейся в небесах, присоединяется песнь еврейских отроков, которою они встретили вшествие Его во Иерусалим, подстилая ветви по пути: Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних.

Минует без малого три десятилетия, и на оскорбительные для памяти По наветы его душеприказчика, к тому времени успевшие приобрести авторитет правдивых свидетельств, ответит с другого берега Атлантики Стефан Малларме: Лишь в смерти ставший тем, чем был он изначала, Грозя, заносит он сверкающую сталь Над непонявшими, что скорбная скрижаль Царю немых могил осанною звучала.

Никто не успел, что называется, воспеть Фессу осанну, только Джебе впопыхах хлопнул его по плечу — бой продолжался, и тёмная туша куббура по-прежнему ползла к укреплениям, невозмутимая и неуязвимая — ни для камней, ни для пламени.

Сквозь ризу бренную бессмертьем осиянный, автограф Грозя подъемлет он сверкающий свой меч ЦГАЛИ Над непознавшими, что та больная речь Царю гробов была ликующей осанной.

Фридриха Осанна сообщать ему, не появится ли в немецких книгах, журналах или газетах упоминаний о его книге.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Добрый вечер! Здравствуйте, уважаемые дамы и господа! Пятница! В эфире капитал-шоу «Поле чудес»! И как обычно, под аплодисменты зрительного зала я приглашаю в студию тройку игроков. А вот и задание на этот тур:

Вопрос: Хвалебный возглас в молитве, восторженное славословие. (Слово состоит из 6 букв)

Ответ: Осанна (6 букв)

Если этот ответ не подходит, пожалуйста воспользуйтесь формой поиска.
Постараемся найти среди 1 126 642 формулировок по 141 989 словам.

Во́зглас – краткое молитвословие, провозглашаемое священником или епископом во время богослужения или моления (некоторые возгласы являются завершением тихо читаемой молитвы).

Возгласы разделяются на начинательные, литургийные и ектенийные. Наиболее употребительными являются следующие возгласы:

1. После великой ектении: Яко (т.е. потому что) подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

2. После сугубой ектении: Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

3. После просительной ектений: Яко благ и человеколюбец Бог, еси и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

  1. Яко Твоя держава, и Твое есть царство, и сила и слава, Отца и Сына, Святаго Духа всегда, ныне и присно и во веки веков.
  2. Яко Бог милости и щедрот и человеколюбия еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
  3. Яко благословися Имя Твое и прославися царство Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.
  4. Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
  5. Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Впрочем, помимо приведенных, существует еще несколько возгласов, которые содержат в себе те же мысли, что и отмеченные восемь возгласов. Например, за всенощной и молебном произносятся еще следующие возгласы:

а) Услыши ны, Боже Спасителю наш, упование всех концов земли и сущих в море далече: и милостив, милостив буди, Владыко, о гресех наших и помилуй ны. Милостив бо и человеколюбец, Бог еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Видео (кликните для воспроизведения).

Услышь нас, Боже Спаситель наш, Ты, на Которого надеются во всех концах земли и в далеком море, и будучи милостивым, будь милостив и к нашим грехам и помилуй нас, потому что Ты милостив человеколюбец Бог есть и тебе Славу воссылаем…

б) Милостию, и щедротами, и человеколюбием Единороднаго Твоего Сына, с ним же благословен еси, со пресвятым, и благим, и животворящим Твоим духом, ныне и присно и во веки веков.

По милости, щедрости и человеколюбию Твоего Единородного Сына, с Которым благословен Ты (Бог Отец) с Пресвятым, Благим и животворящим Твоим Духом.

в) Яко свят, еси, Боже наш, и во святых почиваеши, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Потому, что Ты Свят, Бог наш, и во святых обитаешь (своею благодатию) и Тебе славу воссылаем.

Заупокойный возглас: Яко Ты еси воскресение и живот и покой усопших раб твоих (имя рек) Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцем, и пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Детально: возглас во славу господа — со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Слово из 6 букв, первая буква – «О», вторая буква – «С», третья буква – «А», четвертая буква – «Н», пятая буква – «Н», шестая буква – «А», слово на букву «О», последняя «А». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.

Годовой кусточек Каждый день роняет листочек, Год пройдёт — Весь лист опадёт. Показать ответ>>

Голова большая, шея тоненькая. Показать ответ>>

Голова огнём пылает, Тело тает и сгорает. Я полезной быть хочу: Лампы нет — я посвечу. Показать ответ>>

  • (устаревшее) восторженное славословие (первоначально хвалебный возглас в древних молитвах)
  • аллилуйя
  • Аллилуйя!
  • возглас “Аллилуйя”
  • Возглас во славу Господу
  • восторженная хвала
  • Восторженное славословие
  • молитвенное восклицание (“Помоги нам!”)
  • Молитвенный возглас
  • Молитвенный возглас, славословие
  • Песнь подхалима
  • Хвалебный возглас в иудейских и христианских богослужениях
  • хвалебный возглас в иудейском богослужении
  • Хвалебный возглас в молитве, восторженное славословие
  • церк. евр. радостное восклицание: спаси, охрани
  • Церковная хвала
  • Церковное славословие

Описание осанны — славословия.

Далее вы можете найти немного полезной информации. А также посмотреть на изображения и найти другие определения этого термина, которые встречаются в сканвордах и кроссвордах.

Если вам есть что добавить, то ниже к вашим услугам — форма комментирования, в которой вы можете высказать свое мнение или дополнить статью.

Осанна — это слово происходит от древне-еврейского слова gochiana и в переводе означает «(О, Господи), спаси же». Древние евреи произносили этот возглас при чтении молитвы и при торжествах, а также, по мнению некоторых ученых, оно являлось приветствием пилигримов приходящих в священный город Иерусалим в дни Пасхи.

В современном понимании осанна это молитвенно хвалебный возглас при богослужении в церкви. Также существует словосочетание «петь (восклицать) осанну (кому-либо)» которое следует понимать как чрезмерное восхваление, превозношение кого-либо или (изредка) за переходящий рамки приличия подхалимаш.

Описание осанны — славословия.

Далее вы можете найти немного полезной информации. А также посмотреть на изображения и найти другие определения этого термина, которые встречаются в сканвордах и кроссвордах.

Если вам есть что добавить, то ниже к вашим услугам — форма комментирования, в которой вы можете высказать свое мнение или дополнить статью.

Осанна — это слово происходит от древне-еврейского слова gochiana и в переводе означает «(О, Господи), спаси же». Древние евреи произносили этот возглас при чтении молитвы и при торжествах, а также, по мнению некоторых ученых, оно являлось приветствием пилигримов приходящих в священный город Иерусалим в дни Пасхи.

В современном понимании осанна это молитвенно хвалебный возглас при богослужении в церкви. Также существует словосочетание «петь (восклицать) осанну (кому-либо)» которое следует понимать как чрезмерное восхваление, превозношение кого-либо или (изредка) за переходящий рамки приличия подхалимаш.

Большая база ответов на различные вопросы викторин, интеллектуальных игр и других вопросов.

Если вы участвуете в викторине, где необходимо ответить на вопрос за короткий промежуток времени, то этот сайт для Вас! Быстрый поиск на сайте поможет вам в этом.

Все ответы на вопросы прошли тщательную проверку на истинность. Случай ошибки крайне маловероятен, но всё же, если вы обнаружили неправильный ответ или повторяющийся вопрос, нажмите кнопку «пожаловаться» рядом с неверным ответом. Будет подана заявка на дополнительную проверку и ответ будет исправлен. Оставить отзыв

рейтинг пользователей наиболее активно пополняющих базу данных ответов

Во время богослужения в храме мы слышим те или иные слова священника или диакона. Мы не всегда понимаем, что они означают и почему произносятся именно в этот момент службы. Интересная и познавательная для новичков, делающих первые шаги в Церкви, энциклопедия «Православное богослужение» рассказывает об этом:

В центре всей молитвенной и богослужебной жизни Церкви — Господь Иисус Христос. Господь открыл людям Отца, и Отец послал Духа Святого верующим в Его Сына. И сегодня мы приходим к Богу Отцу и получаем дар Духа Святого через веру в Сына Божьего. Богослужение представляет собой славословие Пресвятой Троице и нашу молитву.

Богослужение начинается возгласом священника. Большинство служб открывает возглас: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков». По отношению к человеку Божье благословение — это помощь, поддержка и одобрение. Когда же человек благословляет Бога, это означает Его прославление.

В начале утрени звучит возглас: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельной Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков».

Самый торжественный возглас открывает литургию оглашенных, а также звучит на таинствах Крещения, Брака и на новогоднем молебне: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков». Царство Пресвятой Троицы, Вечное Царство Божие, Царство Небесное, Царство любви и правды в полноте откроется в жизни будущего века. Но приобщение к нему начинается уже сейчас, потому что Христос Бог незримо присутствует в Своей Церкви и ее таинствах.

Возглас священника дополняет произносимое чтецом или хором древнее слово «аминь», означающее «истинно, да будет так».

На литургии, вечерне, утрене, молебне и панихиде (кроме служб часов и изобразительных) возносятся ектении — молитвословия, состоящие из ряда прошений, которые провозглашает диакон (или священник), а хор от лица всех собравшихся в храме добавляет краткую молитву: «Господи, помилуй» или «Подай, Господи».

(Изобразительны — церковная служба, совершаемая вместо литургии, а также предваряющая литургию Преждеосвященных Даров).

Самый торжественный возглас: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков» — открывает литургию оглашенных, а также звучит на таинствах Крещения, Брака и на новогоднем молебне

Ектении бывают нескольких видов. Великая (по числу прошений, в русской традиции их двенадцать), или мирная (так как ее открывает призыв молиться в сердечном мире). Великая ектения звучит в начале вечерни, утрени и литургии.

Малая ектения представляет собой сокращенный до двух последних прошений вариант великой ектении. Ее открывает призыв: «Паки и паки (снова и снова) Господу помолимся».

Просительная ектения перечисляет важнейшие для нашей жизни прошения, каждое из которых заканчивается припевом хора: «Подай, Господи».

Сугубая ектения перечисляет всех, кого обнимает Церковь своей молитвой: священство, нашу богохранимую страну, власти и воинство, усопших и живых. Сугубой (то есть усиленной) ектении соответствует трижды повторяемая хором молитва: «Господи, помилуй».

Слова «Господи, помилуй», звучащие на протяжении служб вечерни, утрени и литургии, являются молитвенным стержнем всех сложных чинопоследований. Это краткая форма Иисусовой молитвы, которая полностью звучит так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного (грешную)».

Иисусова молитва, обращенная к Иисусу Христу, подразумевает всю Пресвятую Троицу, ведь, называя Христа Сыном Божьим, мы исповедуем Его Отца, а именуя Его Господом, то есть Богом, мы подтверждаем слова апостола Павла: Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.

Вера в Иисуса Христа как Истинного Бога есть дар Святого Духа. Эту краткую молитву человек может мысленно произносить про себя во время всего богослужения.

Ектению, а иногда, как на литургии, сопровождающую ее тайную, то есть читаемую не во всеуслышание, молитву завершает возглас священника. Возглас подводит итог, славословит Бога и объясняет, почему мы обращаем к Нему молитву. Великой ектении соответствует возглас: «Яко (так как) подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно (всегда) и во веки веков».

Божья слава — это сияние Божьей святости, которое, согласно Библии, сопровождало явление Бога еще в Завете Ветхом. В Новом Завете воплотившийся Сын Божий скрыл свое величие, став человеком. Но иногда Господь Иисус Христос являл Свое всемогущество: когда совершал чудеса, повелевал стихиями, исцелял безнадежно больных и воскрешал умерших, а однажды, на горе Фавор, Господь приоткрыл Свою славу Единородного Сына Божьего — тогда лицо Его просияло как солнце.

Полноту Своей славы Господь явил Воскресением и Вознесением. И в конце всех времен Он придет «со славою судить живых и мертвых, и Царству Его уже не будет конца». Слава Христа Спасителя, которая откроется для всего мира со Вторым Христовым Пришествием, уже сейчас является знанием и опытом Церкви. Из него рождаются славословие Бога, красота наших храмов и торжественность богослужения. Слава Божья может сиять и в человеке: она просвещает святых. В иконописи это символизирует окружающий голову нимб.

Существует множество разных возгласов по окончании ектений, и все они говорят о милости, благости и человеколюбии Бога. На возглас священника, завершающий ектению, хор от лица всех собранных в храме отвечает: «Аминь».

Особое значение в молитвенной жизни Церкви принадлежит книге псалмов. Эта книга Ветхого Завета, получившая именование по названию струнного музыкального инструмента, состоит из ста пятидесяти одной песни — псалма.

Большинство псалмов написано царем и пророком Давидом. Согласно пророчествам Ветхого Завета, именно из числа его потомков должен был прийти в мир Христос. В псалмах содержится весь спектр чувств по отношению к Богу: покаяние, упование на Его помощь, благодарение и славословие. И что самое главное, в псалмах записаны пророчества о Христе Спасителе.

Когда-то псалмы звучали в скинии, первом храме для истинного Бога, устроенном в шатре, затем в Иерусалимском храме, а теперь они читаются или поются на всех богослужениях Православной Церкви. В богослужебной традиции Псалтирь разделена на двадцать частей — кафизм. Это название происходит от греческого слова «сидение», название «седальны» носят также тропари, читаемые после кафизм: в древней практике во время их чтения в храме сидели. В кафизмах разное количество псалмов (например, 18-я содержит пятнадцать псалмов, а 17-я состоит из одного только 118-го). Каждая кафизма разделяется на три части — стасии («остановки»), называемые также «славами», так как между ними читается славословие «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Иногда псалмы читаются по одному, иногда по три, как на службах часов. В начале утрени звучит шестопсалмие (3, 37, 62, 87, 102, 142 псалмы).

На утрене же звучат две, а иногда, в соответствиис календарем, три кафизмы. Одна из самых торжественных частей утрени — полиелей. Он представляет собой пение 134 и 135-го псалмов. Во время Великого поста, в период усиленной молитвы,кафизмы читаются также на часах. 103-й псалом («Благослови, душе моя, Господа») открывает вечерню, и на ней звучит 1-й псалом, а 33-й ее заканчивает. Псалмы в виде антифонов исполняются на литургии.

Полиелей — одна из самых торжественных частей утрени. Он представляет собой пение 134 и 135-го псалмов

Также на богослужении мы слышим отдельные стихи из псалмов. Из них составлены входные стихи, провозглашаемые во время литургии на малом входе в дни Господских двунадесятых праздников.

Прокимны и аллилуиарии предваряют чтение Священного Писания. Слово «прокимен» означает «предлежащий», на утрене, литургии, иногда на вечерне он предшествует чтению Писания. Прокимен представляет собой строку из псалма и стих, также взятый из Псалтири. На богослужении чтец объявляет один из восьми гласов, на который будет исполняться прокимен, и произносит его, хор поет прокимен, чтец (или священнослужитель) произносит стих прокимна, хор снова поет прокимен. Наконец чтец произносит половину прокимна, и хор заканчивает его.

Слушание слова Божьего — один из важнейших моментов богослужения. Книги Ветхого Завета читаются на вечерне всенощного бдения в двунадесятые и великие праздники на паремиях, в праздники, посвященные святым апостолам, читаются Апостольские послания. На утрене всенощного бдения читаются евангельские зачала — отрывки, посвященные либо празднику, либо на воскресном всенощном бдении (в субботу вечером) одно из одиннадцати воскресных зачал о событиях воскресенья. На литургии чтение начинается с Апостола и продолжается Евангелием.

Литургийных чтений может быть несколько: рядовое (дневное), праздничное (по своему смыслу сопоставляемое с воспоминаемым событием), посвященное святому, но в любом случае чтений не более трех. Чтение Писания открывается вводными словами: обращением «братья», «возлюбленные» — в Апостольских посланиях, или же «во время оно», то есть «в то время», — в книге Деяний и Евангелии, либо же «рече Господь» — то есть «сказал Господь».

Круг годового евангельского и апостольского чтения начинается в самый важный и главный праздник — Пасху. На Пасхальной литургии читается пролог — начало Евангелия от Иоанна и начало книги Деяний.

Существуют свои апостольские и евангельские чтения для молебнов и таинств. Важность чтения Евангелия подчеркивается предваряющими возгласами, торжественным выносом Евангелия на амвон или середину храма с предшествующим свещеносцем, а также каждением.

Благословляющий возглас священника «мир всем» звучит на вечерне, утрене и литургии, а также в чинопоследовании молебна и таинств.

Мир — одна из основополагающих человеческих ценностей. Если вражда и война обусловлены падшим состоянием человечества, то Господь пришел, чтобы примирить Бога и ушедшего от Него человека. Словами «Мир вам» воскресший Господь приветствовал Своих учеников, с этими же словами обращался к ученикам Христовым апостол Павел в посланиях, и он же утверждает, что Христос и есть мир наш. Господь дарует нам в Церкви Самого Себя и Свой мир. На слова священника хор отвечает: «И духови твоему», то есть желает того же.

Отпуст — краткое молитвословие и благословение, которым заканчивается богослужение

Заканчивает богослужение отпуст — краткое молитвословие и благословение. Малый отпуст звучит так: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери и всех святых помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

Великий отпуст на всенощном бдении и литургии, который в воскресные дни начинается словами: «Воскресый из мертвых», включает в себя также упоминание святых Небесных Сил бесплотных (в понедельник), Иоанна Предтечи (во вторник), апостолов, силы Честного и Животворящего Креста (в среду и пятницу), святителя Николая (в четверг), святых дня, а также Богоотец Иоакима и Анны. На отпусте литургии поминается также ее творец.

Итак, разбирая чинопоследование Божественной литургии (смотрите публикации в предыдущих номерах газеты и на сайте Саратовской епархии), мы подошли к ее вершине — Евхаристическому канону. Рассказывает нам о нем и объясняет отдельные его моменты наш постоянный собеседник, доцент Саратовской православной семинарии Алексей Кашкин.

— Греческое слово «канон» означает правило. Канонами назывались правила Вселенских Соборов. И в данном случае канон утверждает правило священнодействия, совершаемого в алтаре, его последовательность. Ведь это священнодействие — важнейшее из совершаемых в храме, здесь нет ничего второстепенного и мелкого. Канон регламентирует каждое движение и каждое слово.

— Для нас, мирян, Евхаристический канон начинается с возгласа «ГорЕ имеим сердца». Как его понимать?

— «ГорЕ» значит вверх, глагол «имеим» можно перевести как «давайте будем иметь» — это призыв обратить сердца от дольнего («нижнего»), от наших земных забот и проблем к горнему. Но обратить сердца — значит не просто не думать, не вспоминать обо всем этом во время совершения Евхаристии. Церковь в эту минуту призывает нас к большему, к тому, чтобы жить горним, пребывать сердцем в Боге. На самом деле, мы всегда должны жить так, чтобы сердца наши были обращены горЕ. Но мы по немощи нашей не справляемся с этим и должны хотя бы сейчас, перед великим чудом преложения хлеба и вина в Плоть и Кровь, сделать сугубое усилие.

— С возгласа «Благодарим Господа» начинается анафора — главная часть Божественной литургии. Почему она предваряется именно этим возгласом и что она такое?

— Слово «Евхаристия» означает благодарение; Сам Господь перед тем, как установить Евхаристию, возблагодарил Отца (см.: Лк. 22, 19). И мы, приступая к Божественной трапезе, благодарим Господа за дело нашего спасения, осуществленное Им. И в тайных молитвах, читаемых священником в алтаре, главное место занимает именно благодарение Бога.

Слово «анафора» греческое, оно означает возношение. В ветхозаветном понятии жертва именно возносится — в виде дыма, к небесам. Слово «анафора» говорит о том, что мы приступаем к жертвоприношению, к бескровной жертве.

— Хор поет «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу», диакон в алтаре снимает с дискоса с предложением (Агнцем) прикрывающую его звездицу. Далее мы слышим возглас священника «Победную песнь поюще, вопиюще…» и далее — торжественное и страшное песнопениеСвят, Свят, Свят Господь Саваоф! Исполнь (полны) небо и земля славы Твоея (Ис. 6, 2).

— Здесь надо отметить, что Евхаристический канон целостен и состоит как из тайных молитв, читаемых священником в алтаре, так и из тех возгласов и песнопений, которые слышит церковный народ. Возглас священника «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще» есть продолжение его тайной молитвы, точнее говоря, продолжение заключительных слов той части, которая читается священником, пока хор поет «Достойно и праведно…»: «предстоят Тебе тысящи Архангелов и тмы Ангелов, Херувими и Серафими шестокрилатии, многоочитии…». А песнопение «Свят, Свят, Свят» имеет в литургической науке специальное название sanctus (лат. святой) и разделено на две части: первая возвращает нас к книге пророка Исаии, который видел Господа, сидящего на престоле высоком, и Серафимов, славивших Его именно этими словами. А вторая взята из псалма 117‑го: Благословен грядый во имя Господне (26).

— И вот наконец — Приимите, ядите…

— Это установительные слова Святой Евхаристии. В Литургии святителя Василия Великого они предваряются еще фразой «Даде (давая) святым Своим учеником и апостолом рек». Установительные слова, произнесенные Господом на Тайной вечере, при установлении Евхаристии, в Литургии имеют следующий вид:Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов… Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов. Интересно, что ни в Евангелиях, ни в Первом послании к Коринфянам (11, 24–25) эти слова именно в таком виде не встречаются. Можно сказать, что Церковь соединила текст установительных слов из Евангелий от Матфея и от Луки, и получился нынешний синтетический вариант. Впервые он встречается в Литургии апостола Иакова, затем перешел в наши обе Литургии. Эти слова заставляют нас еще раз осознать и почувствовать: Евхаристия, совершаемая сегодня в наших храмах, восходит к Тайной вечере.

После установительных слов мы слышим «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся»; в алтаре происходит возношение Даров, диакон поднимает сосуды (дискос и Чашу) над престолом, затем вновь ставит на место.

— Все, что есть на этом свете, создано Богом и принадлежит Ему. И что мы можем принести Ему в дар? Только то, что и так Его. И мы — Его, потому и возносим то, что от Него получили — не только за себя, но и за всех. Хор поет «Тебе поем, Тебе благодарим», а священник в алтаре читает краткую молитву, которая по-гречески называется эпиклезис — призывание: «Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем, низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия Дары сия». Это призывание присутствует во всех древних Литургиях. Нашествием Святого Духа происходит освящение Святых Даров. Следует, однако, отметить: православные бого­словы воздерживаются от указания точного момента преложения земного вещества в Плоть и Кровь Господа. Мы не можем вот так, механически фиксировать действие благодати Божией в земном времени: вот, секунду назад это было вино и хлеб, а сейчас уже иное. Тем не менее, после эпиклезиса начинается центральная часть Евхаристического канона.

Молитва эпиклезиса прерывается добавлением, вошедшим в канон в XVII веке вследствие полемики с католиками — читается тропарь третьего великопостного часа о призывании Святого Духа: «Господи, иже Святаго Твоего Духа в третий час апостолам Твоим ниспославый…». После тропаря молитва эпиклезиса (в которую еще вставлены слова диакона, так что получается искусственно созданный диалог) завершается: диакон, указывая орарем на дискос, говорит: «Благослови, владыко, Святый Хлеб». Священник благословляет предложение со словами «И сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего». Диакон, указывая орарем на Чашу: «Аминь. Благослови, владыко, Святую Чашу». Священник: «А еже в Чаши сей, честную Кровь Христа Твоего». Затем, благословив Святые Дары вместе, произносит: «Преложив Духом Твоим Святым». Священник и диакон совершают земные поклоны, и многие в храме следуют их примеру. Священник тайно (про себя) читает молитвы «Яко же быти причащающимся» и «Еще приносим Ти словесную сию службу». И начинается завершающая часть Евхаристического канона.

— Именно здесь звучит обращение к Божией Матери…

— Да, мы слышим возглас «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней…», а хор поет «Достойно есть» или «О Тебе радуется», если совершается Литургия святителя Василия Великого. Пока поется это песнопение, священник тайно молится за всех усопших, а затем и за живых: «В первых помяни, Господи…». «И всех и вся» — продолжение этой молитвы хором. Затем мы слышим слова о нашем единении перед Божественной трапезой: «И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепное имя Твое». Завершается Евхаристический канон возгласом священника «И да будут милости Великого Бога и Спаса нашего со всеми вами. ».

— Далее, после второй просительной ектении «Вся святыя помянувше…» нас ждет общее пение молитвы Господней, «Отче наш». Почему?

— Это одна из древнейших особенностей Литургии, восходящая к III веку. А поем мы ее все вместе перед Причащением — не только потому, что эта молитва дана нам Самим Господом, но и потому, что в ней есть слова «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Мы можем воспринимать их как слова о хлебе насущном, о том пропитании, которое подает нам всем Господь, но святые отцы подразумевали здесь Хлеб Евхаристии — Святые Дары. И воспринимали «Отче наш» как молитву о даровании возможности причащаться Святых Таин, что было особенно актуально в периоды гонений.

После «Отче наш» находящийся в алтаре священник, преподав «мир всем», закрывает завесу царских врат (напомним, сами они закрыты еще с окончания Великого входа). Диакон возглашает «Главы ваша Господеви приклоните» — мы приближаемся к непосредственной встрече со святыней, к Причащению Святых Таин. Священник тайно читает молитву «Благодарим Тя, Царю невидимый…», которая продолжается возгласом «Благодатью, и щедротами, и человеколюбием Единородного Сына Твоего…». Диакон возглашает «Вонмем» (то есть «Будем внимательны»).

— Многие спрашивают: почему перед Причащением духовенства в алтаре мы слышим возглас «Святая святым», разве мы святые?

— Возглас действительно означает, что Святые Дары предназначены святым; но слово «святые» здесь используется в значении выделенные для Христа, избранные для Него и освященные Его благодатью. Сам факт нашего крещения уже выделил нас из общего числа людей: Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1 Пет. 2, 9). Эти слова первоверховного апостола говорят еще и о том, что каждый из нас призван к святости. После «Святая святым» хор поет «Един Свят, един Господь» — только Он, Единый Безгрешный, может очистить нас от наших грехов — и затем причастны, или, по-гречески, киноники. Причастен, как правило, стих псалма (хотя есть и исключения, то есть причастны, взятые не из псалмов, например, пасхальный «Тело Христово приимите…»), который следовало бы петь медленно все то время, пока причащается духовенство. В Средние века действительно пели этот стих (или два стиха, если положено по Уставу) на протяжении пяти-семи минут, пока причащались клирики.

Сразу после возгласа «Святая святым» перед закрытыми царскими вратами ставится зажженная свеча, которая горит все время, пока причащаются священнослужители; перед началом Причащения народа ее убирают.

Газета «Православная вера» № 6 (530)

Видео (кликните для воспроизведения).

Беседовала Марина Бирюкова

Возглас в молитве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here