Вознесение господне икона

Иконография Вознесения Господня в искусстве Византии и Древней Руси

Вознесение Господне, отмечаемое через 40 дней после Пасхи, — один из древнейших христианских праздников, установленный в IV веке. Великие отцы Церкви, святые Иоанн Златоуст и Григорий Нисский, были авторами первых проповедей о Вознесении, а блаженный Августин в своих трудах упоминает о всеобщем празднике этого дня (1).

Шок! Эти 4 растения лечат суставы и хрящи! Снимет боль и отёк: спины, рук, коленей
7 часов назад
Хитрый способ избавиться от грибка раз и навсегда! Возьмите советский...
9 часов назад

Иконография Вознесения происходит из текстов Евангелий и Деяний апостолов. Первое сохранившееся изображение Вознесения относится к V веку.

Бамбергский аволиум. Слоновая кость, начало 5 века. Мюнхен.

Так называемый «Бамбергский авори», мюнхенская резная табличка из слоновой кости, датируется примерно 400 годом. Главная сцена здесь — женщина с благовониями, идущая к Гробу Господню с бородатой фигурой молодого Христа, держащего в руках папирус. и поднимается на гору к небу. Из некоторых облаков видна правая рука Бога, которая, кажется, «втягивает» Спасителя в небо. Движения Христа довольно импульсивны. Его левая нога согнута, а правая сильно отставлена назад. У подножия ступеней холма, на который поднимается Иисус, изображены двое мужчин, стоящих на коленях. Описанная композиция по-разному интерпретируется учеными. Известный византинист Н.П. Кондаков считает, что на ней не изображено Вознесение, как утверждал Н.В. Кондаков. Покровского, но в самый момент воскресения Христа 2. Он интерпретировал фигуры у подножия горы как изображение двух павших римских солдат, а не учеников Господа, которых должно было быть двенадцать. Заметим, однако, что воскресение, самый важный момент евангельской истории, не изображается в христианском искусстве, не объясняется святым евангелистом и не упоминается в церковных песнях. Н.В. Далее Покровский убедительно интерпретировал изображенное на доске Вознесение как буквальное изображение Деяний апостолов, в которых описывается воскресение и вознесение Иисуса. ‘…… Итак, вознесен на высоту одесную Бога ……’ (Деяния 2:32-33). (Деяния 2: 32-33) 3. Такие изображения Вознесения очень распространены в средневековом искусстве западного христианского мира. Возможно, потому, что в латинском языке слова «вознесение» и «вознесение» символизируются одним словом: «Ascension».

Вознесение Господне. Деталь резной двери церкви Санта Сабина в Риме V века.

Другим древним примером иконографии Вознесения является одна из сцен на резной деревянной двери церкви Санта Сабина в Риме (V век). Он полон раннехристианской символики и имеет особые доктринальные особенности. Юный Спаситель, держащий в левой руке папирус, изображен как бы стоящим в круглом медальоне, сплетенном из ветвей лаврового дерева. На его боку большие буквы а (альфа) и омега (омега), отсылающие к тексту Апокалипсиса Иоанна Богослова. Господь описывается следующим образом. (1:8). Вокруг нимба Христа изображен символ Святого Евангелиста, под куполом — небесный светильник, а два ученика, стоящие перед Христом, держат крест в круге над головой женщины, изображенной между ними. О присутствии Богоматери в Вознесении Сына евангелист не упоминает, но ее образ занимает центральное место во всех изображениях праздника как свидетельство о воскресшем Христе во плоти и кости, рожденном от Девы. Отметим также, что среди свидетелей Вознесения Господа — апостол Петр и апостол Павел. Это несоответствие исторической действительности не беспокоило художника, главным образом потому, что создавало символический образ новозаветной апостольской церкви. Она была создана на земле Спасителем и поручена апостолам после Его Вознесения.

Вознесение Господне. Миниатюра Евангелия от Раббулы. 586 Библиотека Лауренсия, Флоренция.

Высокоразвитая иконография Вознесения из сирийского Евангелия Раббулы (586 г.) подчеркивает триумфальный характер этого события и его связь со Вторым пришествием Господа. Богоматерь стоит в центре, по бокам от нее стоят две ангельские фигуры, одетые в белое. Правая рука ангела, ведущего апостолов, кажется говорящей, а ангел слева показывает Христа, возносящегося во славе. Это прямая иллюстрация к тексту Деяний апостолов. И когда они смотрели на небо, когда Он возносился, вдруг явились им два человека в белой одежде и сказали им: мужи Галилейские! Почему вы стоите и смотрите в небо? Этот Иисус, вознесенный вами на небо, приходит тем же путем, каким вы видели Его восходящим на небо. (Деяния 1:10-11). Эсхатологическое значение этой композиции можно найти в ветхозаветных пророческих текстах (см. Иезекииль 1:4-25) и в Книге Откровения (Откровение 4:7-8).

Одна из ампул для паломников (6-7 век), хранящаяся в сокровищнице собора Монцы, изображает Христа, сидящего на троне, поддерживаемого ангелами. Позже Спасителя стали чаще изображать восседающим на радуге.

Вознесение Господне. Середина XI века. Фреска в Спасо-Преображенском соборе Милоджского монастыря в Пскове.

В монументальных росписях Вознесение находилось в куполе уже с раннехристианского периода. Профессор Д.В. Эйнаров считал, что самое раннее изображение праздника в храме было на куполе колонны Гроба Господня в Иерусалиме, построенной христолюбивым императором Константином Великим 4. Самая ранняя документально подтвержденная икона Вознесения находилась в церкви Святых Апостолов в Константинополе, разрушенной в 1469 году. Композиция Вознесения имела особое значение в системе храмовой архитектуры в постидолопоклоннический период. В мозаиках и фресках византийских церквей IX-XI века сцены вознесения повсеместно использовались для украшения куполов, наряду с изображениями сошествия Святого Духа и Христа Вседержителя. Он не только отвечал стандартным требованиям средневекового византийского декора (верхняя часть храма — небесная зона), но и имел естественный центр — образ Господа, восходящего к медальону. О. Димос, ангелы были расположены как спицы на колесе. Их сложные позы создавали впечатление ритмичного движения, похожего на танец 5. Число ангелов всегда четное. На Вознесении из церкви Агия София в Ариде (середина IX века) четыре ангела несут шар со Спасителем.

Шок! Эти 4 растения лечат суставы и хрящи! Снимет боль и отёк: спины, рук, коленей
10 часов назад
Суставы болят не от старости. Найден злейший враг боли в суставах! Присядьте, а то упадете, это...
6 часов назад

Вознесение Господне. Середина XI века. Фреска из церкви Агия София в Ариде.

Более древняя, но редкая традиция включает размещение Вознесения в конце алтарной арки, самый ранний пример которой найден в круге Святого Георгия в Салониках (конец IX века) 6.

В России композиция Вознесения представлена во фресках IX-XII веков — в Спасо-Преображенском соборе, в Милошском монастыре в Пскове, в Георгиевской церкви в Старой Радге и в церкви Спаса в Нередице. В последнем барабан купола был окружен надписями, отделяющими изображения Христа и ангелов от поясов апостолов. Стихи 2 и 6 Псалма 46: «Все народы хлопайте в ладоши и вопийте к Богу радостным голосом». Бог восстанет с воплем, и Господь восстанет со звуком трубы», слава Господа уже превознесена, Его искупительная миссия на готовой земле 7 .

Вознесение Господне. Конец 15 века. Двустороннее изображение Софийского собора, Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В русских иконостасах Вознесение появляется как часть серии празднований с середины XIV века (1340-1341 годы, серия «Празднования иконостаса церкви Святой Софии в Новгороде»). Многие изображения имеют общую композицию. Богоматерь в центре, два ангела, указывающие на небо, и 12 учеников, восхваляющих Христа, изображенного в голубой славе, поддерживаемого ангелами. Поза и жесты Девы Марии различны. В основном она изображается в позе лицом вперед, с поднятыми в молитве руками или скрещенными на груди, ладони обращены к зрителю. Апостолы изображены в различных позах, иногда весьма выразительных. На картине Твери середины XV века из Государственной Третьяковской галереи ученики Христа не стоят двумя статичными, хорошо организованными группами, как, например, на картине конца XV века из Никольского собора. София Новгородская. Один держит голову и смотрит вверх, другой различными жестами указывает вверх, а апостол, стоящий справа от Петра, наоборот, смотрит вниз и принимает со сложенными руками. Благословение.

Вознесение Господне. 1542. Изображение из серии празднования иконостаса Ново-Вознесенской церкви в Пскове. Музейный приют в Новгороде.

Учитывая вариативность в изображении ангелов, стоит обратить внимание на изображения из праздничной серии иконостаса из Кирилло-Белозерского монастыря (ок. 1497 г.). Ангелы, стоящие по обе стороны от Богородицы в нижней части изображения, в отличие от всех вышеприведенных примеров, изображены с опущенными руками и одеты в черное. Прославленные ангелы не парят боком, чтобы их летная форма была полностью видна, а изображены сидящими на мандорле, с согнутыми коленями и ступнями, выступающими за край мандорлы. Их лица изображены не в профиль, а почти фронтально.

В иконографии псковского Вознесения XVI века появляется новая и важная деталь. В центре изображения, на склоне под славой Господа, находится камень с отпечатками ног Спасителя. Это прямая ссылка на ветхозаветное пророчество и молитву к мощам, хранящимся в часовне на Елеонской горе, месте Вознесения. Это место престола Моего, место ног Моих, и Я буду вечно жить среди сынов Израилевых» (Иезекииль 43:7) и «Вот, на горе ноги вестника, проповедующего мир» (Наум 1:15). Очертания камня со следами ног хорошо видны на иконе 1542 года из Нововознесенской церкви в Пскове (ныне Новгородский музей) и на иконе середины XVI века из Никольской церкви. На обоих изображениях изображен ангел, трубящий в трубу в верхней части изображения.

Вознесение Господне. Лизница-Агиос Сергиос Лавра Святой Троицы.

На иконе начала XVII века работы учителя Строганова Михаила из Благовещенского собора в Сольвычегодске (Государственный Русский музей) изображено Вознесение, а также необычные живописные детали. Композиция нижней линии включает, согласно евангельскому повествованию, дополнительную сцену, непосредственно предшествующую Вознесению, «благословение апостолов» (см. Лк. 24:51).

Вознесение Господне. Лизница-Агиос Сергиос Лавра Святой Троицы.

Многочисленные изображения Вознесения Христова передают главную радость праздника — радость о том, что Христос воскресил человечество от смерти к вечной жизни на небесах, где он воссел одесную Бога Отца.

🔥 Моему мужу 65 лет, он барабанит меня по 5 раз в день! Перед близостью он съедает 1 чайную ложку советского...
7 часов назад
Эта смесь выедает грибок после первого использования! Пишите простой рецепт: смешайте обычный...
9 часов назад

Читайте также