Заамвонная молитва что это

Самое детальное описание: заамвонная молитва что это специально для посетителей нашего ресурса.

Эта молитва занимает в ряду евхаристических молитв совсем особое место. Ее текст в настоящее время неизменен во все дни года и одинаков для обеих Византийских литургий:

Название ее «заамвонная» (ευχή όπισθάμβωνος) показывает, что она читается среди народа. В древности епископ возлагал во время чтения этой молитвы свои руки на молящихся, подобно тому, как в конце литургии оглашенных он возлагал благословляющие руки на оглашенных, одержимых, просвещаемых и кающихся. На Востоке она читается перед иконой Спасителя (иерусалимская практика) или же, как и у нас, за амвоном (венецианская редакция служебника).

Патриарх Герман Царьградский приписывает этой молитве особое значение, называя ее «печатию всех прошений и уставным возглашением». [779] Главные мысли ее встречаются уже в последней молитве литургии СА VIII. Это — благословение народа, сохранение иереев непорочными в их служении, соблюдение царей в мире, дарование благорастворенных воздухов и плодов земли в изобилии и т. д.

В истории Византийской литургии наблюдается интересная и исключительная подробность. Это единственная молитва в ряду всех евхаристических молитв, которая менялась в зависимости от дней года. Выше было сказано, что восточные литургии отличаются неизменным содержанием молитв в рамках одной и той же литургии, но что разнообразие литургических типов очень богато. На Западе обратная картина: унифицированный тип литургии с богатым разнообразием молитв в рамках этого единственного типа. Заамвонная молитва является исключением.

В древних Евхологиях не раз встречаются заамвонные молитвы с разным содержанием в зависимости от праздников или времени года. Правда, это явление не было повсеместным, но все же достаточно распространенным. Так из 162 рукописей, описанных А. Дмитриевским, только в 8 есть такие молитвы. В одних из них находится одна молитва, отличная от обычной, в других — по 4, по 5, по 13, по 17. Самая поздняя рукопись, содержащая такие молитвы, датируется ХVІ-ХVII вв. Таким образом, этот обычай соблюдался достаточно поздно. [780] В этом отношении очень интересен древнейший Евхологий еп. Порфирия Успенского, этот «сапфир синайский», как его назвал сам преосвященный исследователь Востока.

В диссертации проф. прот. Орлова о литургии святого Василия Великого приведены все эти молитвы Порфириевского служебника. [781] Интересно, каково разнообразие этих молитв. Всего их 27:

В этих молитвах раскрывается значение каждого праздника, его богословские особенности, и по глубине мыслей они служили весьма назидательным средством для просвещения молящихся в духе православной церковности.

Еп. Порфирий спрашивает: «Значит, заамвонные молитвы весьма древни? Да! Потому что и Евхологий-то мой очень древен. А можно ли возобновить чтение оных молитв в наши дни? Не только можно, но и надобно бы, потому что в них назидательно объясняются сущности праздников». [782]

В большинстве молитв, содержащихся в кодексе еп. Порфирия, можно найти те же мысли, что вошли и в нашу современную заамвонную молитву, а именно: о спасении царя, о мире, о сохранении священников и народа в благоговении и т. д. Не все они в одинаковой мере содержательны и назидательны, но в некоторых из них находятся мысли очень ценные, касающиеся празднуемого события или времени года. Во многих из них перефразируется дневное Евангелие, или же развивается какая-либо мысль из него. Хороши молитвы на недели Великого поста. Так например, на первую неделю: «…Сними с нас всякое фарисейское лицемерие во время поста, удали иудейскую угрюмость (σκυθρωπότητα), воздержническую спесь отгони, всякое деяние самозапрещения и болтливость и помышление…». [783] На вторую неделю: «…Сними с нас оружие тьмы и укрась оружием света Твоего; даруй нам воздержность нелицемерную, молитву незаметную, но более приятную Тебе, милостыню нетщеславную и угодную для Тебя.…» [784] На Великий Четверг молитва представляет почти парафраз известного тропаря «Егда славнии ученицы…».

Кроме того, эта молитва иногда приобретает совершенно неожиданный характер пастырского увещания молящимся. Так молитва «на праздники», причем не указано, на какие именно, начинается словами: «Христолюбивые слушатели! Сегодня мы созерцали Господа и Бога нашего предлежащим на жертвеннике; сегодня видели Владыку раздробляемым в мыслях верных и раздаваемым; сегодня слышали сладчайший и святой голос, говорящий: «Это Тело Мое, ломимое за вас, во отпущение грехов… Глядите, братие, какого Тела вы вкусили, какую Кровь вы пили. Будем, братие, приобретать себе веру чистую, любовь нелицемерную, чтобы нам унаследовать Царство Небесное.…» [785] Молитва на Успение начинается словами: «Величаем Тебя, Пречистая, всевоспеваемая Владычица Богородица, так как страшно и необъятно таинство обо мне. Ты блаженна для Бога, Блаженнейшая, Ты святейшая всех и Жилище Божие, достойное удивления, всемирная радость, готовая помощь нуждающимся.…» [786]

1. Краткая редакция того же толкования, принадлежащая VIII—X в., не знает объяснения заамв. молитвы, — Красносельцев, Сведения о некоторых литургических рукописях, стр. 323 и далее.

* Александр Васильевич Петровский,
магистр богословия, преподаватель
Спб. духовной семинарии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 5, стлб. 611. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1904 г. Орфография современная.

О неработающей ссылке сообщите нам на контактный e-mail

Оставить свой отзыв о книге, вы можете на нашем форуме «Душеполезное чтение»

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

— читается священником или архиереем в конце литургии, стоя лицом к алтарю перед амвоном. Заамвонная молитва в составе литургии известна с VIII в. В древности существовали различные заамвонные молитвы, читаемые в разное время богослужебного года. В настоящее время существуют заамвонные молитвы: литургии Иоанна Златоуста (и Василия Великого) («Благословляй благословящие Тя. «), содержащая прошения о Церкви, священниках, мирянах и др.; и литургии Преждеосвященных Даров («Владыко Вседержителю, иже всю тварь. «).

Название молитвы связано с тем, что в древней практике К-поля предстоятель для ее чтения всходил на амвон — возвышение в центре храма (или же обходил амвон вокруг, что менее вероятно — см.: Jacob. 1981; Taft. Toward the Origins. 2006. P. 13-30). В отличие от древней традиции при совр. архиерейском богослужении или при сослужении неск. священников, З. м. читает не епископ и не старший священник, а, как правило, самый младший из священников по хиротонии. Вероятно, это связано как с изменением статуса З. м. в чине литургии, так и с тем, что традиция предписывает поручать чтение З. м. новорукоположенному священнику, что некогда понималось как предоставление ему особых преимуществ. Происхождение З. м. не вполне ясно. Одним из ее прообразов может быть последняя молитва литургии из VIII кн. «Апостольских постановлений», составленных ок. 380 г.; Р. Тафт полагает, что в к-польский евхаристический чин она вошла в VIII в. (или немногим ранее) под влиянием древнего иерусалимского богослужения, где существовали сходные молитвы отпуста в конце литургии и др. служб, но свое наименование «заамвонной» получила уже в К-поле (см.: Taft. Toward the Origins. 2006. P. 307-330).

Согласно общепринятым изданиям литургических книг, литургии святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого имеют одну и ту же З. м., начинающуюся со слов: ̀̀Ο εὐλογῶν τους εὐλογοῦντάς σε, Κύριε κα ἁγιάζων τοὺς ἐπ σο πεποιθότας ( ). В нек-рых древнейших рукописях эти начальные слова отсутствуют; следующая за ними 1-я часть З. м., опирающаяся на стихи Пс 25 и 27, текстуально близка к молитве 2-го антифона энарксиса литургий святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого (что позволяет предположить либо зависимость одной молитвы от другой, либо единство их происхождения; см.: Ibid. P. 324-327). 2-я часть молитвы имеет параллели с одной из священнических молитв визант. чина утрени (см.: Ibid.); в ней священник, воздавая славу Пресв. Троице, молится о том, чтобы Господь даровал мир Церквам, священникам (букв. «иереям» — в древности это наименование подразумевало в первую очередь епископов), царям, воинству и всему народу. Тем самым З. м., завершающая собой службу и напутствующая молящихся, посвящает свои прошения миру, в к-рый возвращаются участники евхаристического собрания.

Собственную З. м. имеет литургия Преждеосвященных Даров (нач.: Δέσποτα Παντοκράτορ, ὁ πᾶσαν τὴν κτίσιν ἐν σοφίᾳ δημιουργήσας, ). В этой молитве отражена связь между совершением литургии Преждеосвященных Даров и временем Великого поста. Священник просит для всех, кто подвизается «добрым подвигом», победы над невидимыми врагами и достойной встречи пасхального дня святого Воскресения.

З. м. полных литургий и литургии Преждеосвященных Даров имеют постоянный текст в офиц. правосл. изданиях богослужебных книг. Но в истории богослужения визант. традиции были известны и З. м., текст к-рых мог изменяться в зависимости от типа литургии. Литургия свт. Иоанна Златоуста, литургия свт. Василия Великого, литургия Преждеосвященных Даров, неконстантинопольские литургии ап. Марка, ап. Иакова, ап. Петра имели свой вариант З. м. Однако наибольшее разнообразие З. м. было связано с принадлежностью к различным праздникам или особым дням церковного года, а также к дням памяти святых, поэтому такие З. м. получили в научной лит-ре наименование праздничных З. м. В праздничных З. м. раскрывалось значение праздника, его богословские особенности. Эти молитвы встречаются в ряде рукописей Евхология и Служебника, они расположены или сразу после текста чинопоследования литургий, или в виде отдельных статей в др. частях Евхология. Число известных праздничных З. м. исчисляется десятками; их греч. тексты издавались А. А. Дмитриевским ( Дмитриевский. Описание. Т. 2) прот. М. Орловым ( Орлов. 1909), Т. Миниши ( Minisci. 1948-1950) и А. Жакобом ( Jacob. 1966; Idem. 1967; Idem. 1972).

Праздничные З. м. наиболее часто встречаются в древнейших рукописях. Они имеются во мн. известных греч. Евхологиях позднее XII в., в частности: в рукописях из б-ки Ватикана Vat. Barber. gr. 336, кон. VIII в. (см. Барберини Евхологий), и Vat. gr. 1833, X в. (см.: Jacob. 1966); в Евхологиях X в. из б-ки мон-ря Гроттаферрата Crypt. Γ. β. IV, VII, X; в Евхологиях XI в. из б-ки Синайского мон-ря Sinait. gr. 958, 959, 961, 962 и др. В Евхологии РНБ. Греч. № 226, X в. (см. Порфирия Евхологий) содержится 28 праздничных З. м., среди них 3 З. м. на Успение Пресв. Богородицы, 2 — на Рождество Христово, 2 — на Богоявление, З. м. на каждое из воскресений Великого поста, на Пасху, Антипасху, Вознесение Господне, Пятидесятницу, Сретение Господне и др. праздники ( Jacob. 1972).

Греч. рукописи, сохранившие праздничные З. м., как правило, появились на периферии византийского мира; в рукописях к-польского происхождения праздничных З. м. нет, исключение составляет знаменитый к-польский Евхологий Paris. Coisl. 213, 1027 г. (см. Стратигия Евхологий), содержащий неск. таких молитв.

С течением времени праздничные З. м. встречаются в рукописях все реже и постепенно выходят из употребления; к XV в. они оставались известны лишь среди греков Юж. Италии, причем в нек-рых поздних итало-греч. манускриптах отмечен широкий набор праздничных З. м. Такое разнообразие может свидетельствовать о том, что З. м. составлялись в рамках этой локальной традиции до XV-XVI вв. Большинство праздничных З. м. сохранилось в единичных списках, лишь нек-рые (в первую очередь З. м. на Пасху) известны сразу по мн. рукописям. С повсеместным распространением печатных изданий богослужебных книг чтение праздничных З. м. окончательно вышло из практики. В XX в. нек-рые исследователи истории богослужения призывали возродить традицию использования праздничных З. м., но она была воспринята только отдельными общинами.

Заамвонная молитва – читается священником или архиереем в конце литургии, стоя лицом к алтарю перед амвоном. Заамвонная молитва в составе литургии известна с VIII в. В древности существовали различные заамвонные молитвы, читаемые в разное время богослужебного года. В настоящее время существуют заамвонные молитвы: литургии Иоанна Златоуста (и Василия Великого) («Благословляй благословящие Тя. »), содержащая прошения о Церкви, священниках, мирянах и др.; и литургии Преждеосвященных Даров («Владыко Вседержителю, иже всю тварь. »).

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Открытая православная энциклопедия «ДРЕВО».

Заамвонная молитва — читается священником или архиереем в конце Литургии , стоя лицом к алтарю перед амвоном . Заамвонная молитва в составе Литургии известна с VIII в. В древности существовали различные заамвонные молитвы, читаемые в разное время богослужебного года. В настоящее время существуют заамвонные молитвы: Литургии Иоанна Златоуста (и Василия Великого ) («Благословляй благословящие Тя. «), содержащая прошения о Церкви, священниках, мирянах и др.; и Литургии Преждеосвященных Даров («Владыко Вседержителю, иже всю тварь. «).

ДРЕВО — открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

После причащения верующих Тела и Крови Христовых на Литургии священник вносит Чашу в алтарь, затем высыпает частички, вынутые на проскомидии с поминовением имен живых и усопших православных христиан, хранящиеся на дискосе, в Чашу с Дарами. В это время он произносит краткую молитву «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». И мы верим, что милосердный Бог ради величайшей святыни Евхаристии прощает православным христианам, за которых принесена бескровная жертва, их грехи.

Потом священник благословляет народ, возглашая: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое». Это молитвословие есть словно бы продолжением предыдущей молитвы о помиловании всех православных христиан ради Тела и Крови Христовых. Далее батюшка совершает каждение Святых Даров с молитвою «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя». Данная молитва завершает в себе поминовение на Литургии евангельских событий из земной жизни Спасителя. Она и последующий перенос Чаши со Святыми Дарами и дискоса на жертвенник символизируют собой Вознесение Господне. После чего в Божественной литургии всегда есть небольшая пауза для того, чтобы священник почистил антиминс от частичек Тела Христова и изъятых на проскомидии просфор.

Это очень важный момент, поэтому следует терпеливо подождать, пока священник соберет все частички с антиминса и потребит их. Ведь это великая святыня Тела Христова, потому как священник, так и прихожане должны относиться к ней со страхом Божиим, благоговением, и верующие должны понимать в данный момент батюшку, терпеливо ожидая окончания службы. Потому что священник в этот момент задерживается не по своему произволу, а из бережного отношения к Святыне.

Потом священник складывает конвертиком антиминс, ставит на него напрестольное Евангелие и после ектении возглашает: «Яко Ты еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». В это время, как и в начале Литургии верных, священник Евангелием крестообразно знаменует антиминс. Приближается завершение Литургии. Она начинается благодарением-славословием Богу и завершается им же.

После этого священник (при соборном богослужении младший иерей) выходит на солею, сходит со ступенек амвона и поворачивается лицом к престолу с возгласом «С миром изыдем». Потом, после возглашения «Господу помолимся», священник и произносит заамвонную молитву, называемую так из-за того, что она возглашается вне алтаря за амвоном среди людей и словно бы от лица людей. Ведь священник – это ходатай за народ перед Богом.

В древности с возгласом «С миром изыдем» заканчивалась Литургия, священнослужители разоблачались и шли через храм к выходу, а верующие подходили к ним под благословение. Около VIII века появилась традиция читать заамвонную молитву.

Потому, исходя из древней литургической традиции, становится понятен возглас «С миром изыдем», т. е. «выйдем с миром и с Божьим благословением из храма». Сегодня же заамвонная молитва хотя и есть предзнаменованием завершения Литургии, но все же не ее концом. Финальной точкой данного богослужения являются отпуст и целование креста. Потому, например, в Греции произносится перед заамвонной молитвой не с «Миром изыдем», но «С миром подойдите!» Поэтому, конечно же, приближение верующих к священнику во время заамвонной молитвы является древней литургической традицией и соответствует канонам Православной Церкви.

Только, братья и сестры, главное – не переусердствовать: и не взять батюшку в «живые» тиски, и также не давить друг друга. Все в храме должно быть чинно и благообразно.

На мой взгляд, заамвонная молитва более всего напоминает литию, т. е. усердное моление вне. Например, на заамвонной молитве – вне алтаря. На вечерне – вне средней части храма в притворе. Заупокойная лития вне храма – на кладбище.

На заамвонной молитве это исхождение священнослужителя Церкви из алтаря, его молитва смиволизирует моление всего народа.

Приведем текст данной молитвы:

«Благословляяй благословящия Тя, Господи, и освящаяй на Тя уповающия, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Церкве Твоея сохрани, освяти любящия благолепие дому Твоего; Ты тех возпрослави Божественною Твоею силою, и не остави нас, уповающих на Тя. Мир мирови Твоему даруй, Церквам Твоим, священником, воинству и всем людем Твоим. Яко всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе, Отца светов, и Тебе славу, и благодарение, и поклонение возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».

В этой молитве и благодарение Всевышнему за Его великие и спасительные Дары Тела и Крови Христовых, и просьба о том, чтобы Литургийная благодать Святого Духа, благодать Святой Евхаристии пребывали не только в стенах храма, но и на верующих по окончании богослужения, по выходе из него в будничной вседневной жизни.

Чтобы Бог Своим присутствием и помощью не оставлял верующего человека ни на мгновение, возгревая и вне храма – дома ли, на работе ли, в пути воспоминание о главном стержневом событии жизни как человека в отдельности, так и мира в целом – о святой Божественной литургии.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА — читается священником или архиереем в конце литургии, стоя лицом к алтарю перед амвоном. Заамвонная молитва в составе литургии известна с VIII в. В древности существовали различные заамвонные молитвы, читаемые в разное время богослужебного года. В настоящее время существуют заамвонные молитвы: литургии Иоанна Златоуста (и Василия Великого) («Благословляй благословящие Тя. «), содержащая прошения о Церкви, священниках, мирянах и др.; и литургии Преждеосвященных Даров («Владыко Вседержителю, иже всю тварь. «).

Заамвонная молитва — читается в православной церкви в самом конце литургии, пред «отпустом». Заамвонною она называется потому, что для произнесения ее священник сходит с предалтарного возвышения, крайний выступ которого называется амвоном. По существующему обычаю, впрочем, священник для чтения З. молитвы не спускается с амвона, а останавливается на нем, так как и отсюда молитва достаточно слышна для всех присутствующих в храме.

Диакон, выйдя сев. дверями и встав на обычном месте солеи, читает ектению, в к-рой призывает молящихся благодарить Господа за причащение Святых Тайн: «Прости, приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Тайн, достойно благодарим Господа».

Диакон: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию».

Диакон: «День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим».

Свящ-к, сложив антиминс к держа в руках Евангелие, изображает им знак креста над антиминсом и возглашает: «Яко Ты еси Освящение наше, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков», после чего он кладет Евангелие на антиминс.

Свящ-к — по чтении молитв благодарения за причащение, — разрешая молящимся исход из храма, возглашает: «С миром изыдем» (из храма).

Этим возглашением в древности заканчивалась литургия. Теперь окончанием литургии служат молитвословия отпуста.

Хор от имени молящихся отвечает: «О имени Господни», т.е. не иначе, как с благословением, к-рое преподается Именем Господа.

Это напутственное благословение и дается свящ-ком в особой молитве — заамвонной.

Свящ-к в это время выходит из алтаря со Служебником в руках чрез царские врата за амвон (внизу солеи) и читает молитву заамвонную, в к-рой испрашивается у Господа благословение как для предстоящих, так и для всех членов Церкви: «Благословляяй благословящия Тя, Господи…».

Хор: «Аминь. Буди имя Господне благословенно отныне и до века» (трижды) и 33 пс.: «Благословлю Господа на всякое время…» (не полностью, до слов: «Приидите, чада, послушайте…»).

1. В Светлую седмицу поется только «Христос воскресе…» (многажды).

2. Текст молитвы «Благословляяй благословящия Тя, Господи…» одинаков на весь год для обеих литургий.

3. В древности, во время чтения заамвовной молитвы молящиеся стояли с преклоненными главами. И теперь диакон, в память этого древнего обычая, стоит пред иконой Спасителя, приклонив главу и держа орарь, как при чтении ектении. Этим он подает молящимся пример послушания воле Божией.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9571 —

| 7559 — или читать все.

94.180.82.128 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА — Произносимая священником за амвоном. См. это слово. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА произносится священником за амвоном при окончании литургии. Словарь иностранных слов, вошедших… … Словарь иностранных слов русского языка

Заамвонная молитва — в православной церкви молитва, читаемая священником в самом конце литургии, пред «отпустом». Заамвонной она называется потому, что для её произнесения священник сходит с предалтарного возвышения, крайний выступ которого называется амвоном. По… … Википедия

Заамвонная молитва — читается священником или архиереем в конце литургии лицом к алтарю перед амвоном. Заамвонная молитва в составе литургии известна с VIII в. В древности существовали различные редакции заамвонных молитв, которые читались в разное время… … Православие. Словарь-справочник

ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА — Заамвомвонная молитва Заамвомвонная молитва [εὐχὴ ὀπισθάμβωνος, в рукописях также встречаются наименования εὐχὴ ἐπισθάμβωνος или τῆς ἀπολύσεως], молитва, читаемая священником в конце Божественной литургии, перед Пс 33. З. м. является… … Православная энциклопедия

Заамвонная молитва — читается в првсл. црк. в самом конце литургии, пред отпустом . Заамвонною она называется потому, что для произнесения ее священник сходит с предалтарного возвышения, крайний выступ которого называется амвоном. По существующему обычаю, впрочем,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Заамвонная молитва — читается перед окончанием литургии священником, который специально для этого выходит через Царские врата и встает перед амвоном … Православный энциклопедический словарь

Заамвонная молитва — – получила свое название от места чтения (за амвоном – среди народа) и является преимущ. кратким повторением главнейших воззваний и молитв, тихо читаемых архиереем и священником. Она введена в состав литургии с целью ознакомления… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Молитва заамвонная — молитва, читаемая священником в самом конце литургии. В это время он стоит перед амвоном лицом к алтарю. В древности существовало множество заамвонных молитв, которые читали на различных богослужениях в течение года. В наши дни их читают на… … Православная энциклопедия

ГЛАВОПРЕКЛОННАЯ МОЛИТВА — [греч. εὐχὴ τῆς κεφαλοκλισίας], молитва, во время чтения к рой священником народ совершает главопреклонение. В богослужении древней Церкви склонение головы как знак принятия заключительного благословения предстоятеля перед отпустом было очень… … Православная энциклопедия

АЛЕКСАНДРИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (ОБРЯД) — литургический тип (см. Литургические семьи), принятый в древности в Александрийской Церкви. Возможно, истоки его находятся в молитвенном чине егип. иудеев. А. б. выросло в атмосфере утонченной интеллектуальной жизни грекоязычной Александрии, с ее … Православная энциклопедия

читается священником или архиереем в конце литургии, стоя лицом к алтарю перед амвоном. Заамвонная молитва в составе литургии известна с VIII в. В древности существовали различные заамвонные молитвы, читаемые в разное время богослужебного года. В настоящее время существуют заамвонные молитвы: литургии Иоанна Златоуста (и Василия Великого) («Благословляй благословящие Тя. «), содержащая прошения о Церкви, священниках, мирянах и др.; и литургии Преждеосвященных Даров («Владыко Вседержителю, иже всю тварь. «).

Видео (кликните для воспроизведения).

Покадив Святые Дары трижды, священник отдает кадило диакону и, взяв дискос, отдает его диакону.

Диакон принимает дискос с благоговением, держа на уровне чела, и, обратившись к царским вратам, молча отходит затем к жертвеннику и поставляет на нем дискос.

Священник, поклонившись и взяв потир, идет к царским вратам, произнося тайно: Благословен Бог наш, и затем вслух к молящимся возглашает в царских вратах:

Всегда, ныне и присно, и во веки веков.

И относит священник Святые Дары к жертвеннику.

Хор: Аминь. Да исполнятся уста́ наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим, Божественным, Безсмертным и Животворящим Тайнам. Соблюди нас во Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Диакон исходит северными дверьми на амвон и произносит ектению: Про́сти, приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих Страшных Христовых Та́ин, достойно благодарим Господа.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Диакон: Вечера всего совершенная, свята, мирна и безгрешна испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Священник: Яко Ты еси Освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Священник читает заамвонную молитву, в которой просит Бога, введшего верующих в дни поста, помочь им в подвиге добром течение поста совершить, сокрушить невидимых змиев и неосужденно достигнуть и поклониться Святому Воскресению:

Владыко Вседержителю, Иже всю тварь премудростию соде́лавый и неизреченным Твоим Промыслом и многою благостию введы΄й нас в пречестны΄я дни сия, ко очищению душа́м и те́лом, к воздержанию страсте́й, к надежди воскресения, Иже четы΄редесятьми де́ньми скрижали вручив, Богоначерта́нная пи΄сьмена, угоднику Твоему Моисе́ови! Подаждь и нам, Бла́же, подвигом добрым подвизатися, течение поста совершити, веру нераздельну соблюсти΄, главы΄ неви΄димых змие́в сокрушити, победителем же греха явитися и неосужденно достигнути поклонитися и Святому Воскресению. Яко благословися и прославися пречестное и великолепое Имя твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь. Буди имя Господне благословенно. (трижды).

Чтец: Слава, и ныне. Благословлю Господа. (псалом 33-й, полностью).

Далее священник читает молитву перед потреблением Святых Даров: Господи Боже наш, введы΄й нас во всечестны΄я дни сия и о́бщники нас сотворив Страшных Твоих Та́ин! Совокупи΄ нас словесному Твоему стаду и наследники покажи Царствия Твоего, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Диакон внемлет этой молитве и со благоговением потребляет Святые Дары.

Священник исходит из алтаря и раздает молящимся анти΄дор.

По окончании чтения псалма и раздачи антидора священник возглашает: Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Священник: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе.

Хор: Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови.

читается священником или архиереем в конце литургии, стоя лицом к алтарю перед амвоном. Заамвонная молитва в составе литургии известна с VIII в. В древности существовали различные заамвонные молитвы, читаемые в разное время богослужебного года. В настоящее время существуют заамвонные молитвы: литургии Иоанна Златоуста (и Василия Великого) («Благословляй благословящие Тя. «), содержащая прошения о Церкви, священниках, мирянах и др.; и литургии Преждеосвященных Даров («Владыко Вседержителю, иже всю тварь. «).

Диакон, выйдя северными дверьми и став на обычном месте солеи, читает ектению, в которой призывает молящихся благодарить Господа за причащение Святых Тайн: Про́сти [1], приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Таин, достойно благодарим Господа.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Диакон: День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Священник, сложив антиминс и держа в руках Евангелие, делает им знак креста над антиминсом и возглашает: Яко Ты еси Освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. И полагает Евангелие на антиминс.

Священник — по чтении молитв благодарения за причащение [2], — разрешая молящимся исход из храма, возглашает: С миром изыдем (т. е. из храма). [Этим возглашением в древности заканчивалась литургия. Теперь окончанием литургии служат молитвословия отпуста.]

Хор от имени молящихся отвечает: О имени Господни, т. е. не иначе, как с благословением, которое преподается Именем Господа.

Это напутственное благословение и дается священником в особой молитве — заамвонной.

Священник в это время выходит из алтаря со Служебником в руках чрез царские врата за амвон (внизу солеи) и читает молитву заамвонную, в которой испрашивается у Господа благословение как для предстоящих, так и для всех членов Церкви:

Благословляяй благословя΄щия Тя, Господи, и освяща́й на Тя уповающия, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Церкве Твоея΄ сохрани, освяти΄ любящия благолепие дому Твоему, Ты тех возпрослави Божественною Твоею силою и не остави нас, уповающих на Тя. Мир мирови Твоему даруй, Це́рквам Твоим, священником и всем людем Твоим. Яко всякое даяние благо и всяк дар совершен — свыше есть, сходяй от Тебе, Отца светов. И Тебе славу, и благодарение, и поклонение возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь. Буди имя Господне благословено отныне и до века (трижды) и 33-й псалом: Благословлю Господа на всякое время. (полностью).

1. В Светлую седмицу поется только «Христос воскресе. » (многажды).

2. Текст молитвы «Благословляяй благословящия Тя, Господи. » одинаков на весь год для обеих литургий.

3. В древности, во время чтения заамвонной молитвы молящиеся стояли с преклоненными главами. И теперь диакон, в память этого древнего обычая, стоит пред иконой Спасителя, преклонив главу и держа орарь, как при чтении ектении. Этим он подает молящимся пример послушания воле Божией.

  1. Прости — прямо стоя, с благоговением ^
  2. Обычно благодарственные молитвы читаются по отпусте литургии, когда священник дает целовать Крест молящимся ^

Диакон, выйдя северными дверями и встав на обычном месте солеи, читает ектению, в которой призывает молящихся благодарить Господа за причащение Святых Тайн: «Прости1, приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Тайн, достойно благодарим Господа».

Диакон: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию».

Диакон: «День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим».

Священник, сложив антиминс к держа в руках Евангелие, изображает им знак креста над антиминсом и возглашает: «Яко Ты еси Освящение наше, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков», после чего он кладет Евангелие на антиминс.

Священник — по чтении молитв благодарения за причащение,1 — разрешая молящимся исход из храма, возглашает: «С миром изыдем» (из храма). Этим возглашением в древности заканчивалась литургия. Теперь окончанием литургии служат молитвословия отпуста.

Хор от имени молящихся отвечает: «О имени Господни», то есть не иначе, как с благословением, которое преподается Именем Господа.

Это напутственное благословение и дается священником в особой молитве — заамвонной.

Священник в это время выходит из алтаря со Служебником в руках чрез царские врата за амвон (внизу солеи) и читает молитву заамвонную, в которой испрашивается у Господа благословение как для предстоящих, так и для всех членов Церкви: «Благословляяй благословящия Тя, Господи…».

Хор: «Аминь. Буди имя Господне благословенно отныне и до века» (трижды) и 33 псалом: «Благословлю Господа на всякое время…» (не полностью, до слов: «Приидите, чада, послушайте…»).

1. В Светлую седмицу поется только «Христос воскресе…» (многажды).

2. Текст молитвы «Благословляяй благословящия Тя, Господи…» одинаков на весь год для обеих литургий.

3. В древности, во время чтения заамвовной молитвы молящиеся стояли с преклоненными главами. И теперь диакон, в память этого древнего обычая, стоит пред иконой Спасителя, приклонив главу и держа орарь, как при чтении ектении. Этим он подает молящимся пример послушания воле Божией.

3. 12. Потребление Святых Даров

По окончании заамвонной молитвы священник царскими вратами входит в алтарь и читает молитву на потребление Святых Даров. Диакон тогда же входит северными дверями в алтарь, подходит к престолу и, приклонив голову, внемлет этой молитве.

На литургии Иоанна Златоуста: На литургии Василия Великого:
«Исполнение закона и пророков Сам Сый, Христе Боже наш…». «Исполнися и совершися…».

Этой молитвой священник исповедует, что как Сам Господь Иисус Христос исполнил все, что возвещено в Законе и пророках о нашем спасении, так и священнослужители совершили Таинство Святой Евхаристии по заповеди Господней и просят Бога удостоить их в будущем веке насыщаться Его бессмертной трапезы.

По окончании этой молитвы священник благословляет диакона, который, перекрестившись, целует престол и отходит к жертвеннику для потребления Святых Даров.

Если священник служит без диакона, то он сам потребляет Святые Дары.

Для потребления Святых Даров берется плат, один конец которого углом влагается за верхний край фелони или стихаря, другим его концом священнослужитель берет Святую Чашу левой рукой, а правой, при помощи лжицы, с благословением потребляет из Чаши ее содержимое. Затем, ополоснув Чашу водой несколько раз, пока не останется на стенках ее ни малейшей частицы Святого Хлеба, он выпивает эту воду, вытирает Чашу губкой досуха, затем — лжицу платом и убирает сосуды в надлежащее место (сосудохранилище).

Священник, благословив диакона на потребления Святых Даров, раздает антидор, затем благословляет молящихся, стоя в царских вратах лицом к ним и возглашая: «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно, и во веки веков».

Этим благословением совершается переход к молитвословиям отпуста.

Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе».

Хор: «Слава… и ныне». «Господи, помилуй (трижды). Благослови».

а) В Светлую седмицу и в отдание Пасхи вместо «Слава Тебе, Христе Боже…» священник и диакон поют «Христос воскресе…» (дважды полностью, а третий раз — половину тропаря, до слов: «…и сущим во гробех»), а хор заканчивает: «…и сущим во гробех живот даровав».

б) От Антипасхи до Отдания Пасхи священник произносит: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе», а хор поет: «Христос воскресе…» (трижды).

Священник после пения «Слава, и ныне», «Господи, помилуй», «Благослови» произносит отпуст: «Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустаго (или: иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския) и святаго (храма и дня), и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

а) В будние дни после Антипасхи до отдания Пасхи принято произносить воскресный отпуст «Воскресый из мертвых…» с упованием имени святого, его же есть день.

б) В Отдание Пасхи произносится пасхальный отпуст (с Крестом в руках).

в) В двунадесятые Господни праздники и до их отдания обычно произносится праздничный отпуст, если попразднство пли отдание не совпадают с воскресеньем.

г) В Великую субботу — отпуст обычный, не воскресный.

По отпусте хор поет многолетие: «Великаго Господина и Отца нашего Алексия, Святейшаго Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшего (имя рек) митрополита, или: архиепископа, или: епископа; титул епархиального архиерея), братию святаго храма сего и вся православныя христианы, Господи, сохрани их на многая лета».

По традиции, перед отпустом священник берет Крест с престола и после отпуста, осенив Крестом оба лика и народ и сам поцеловав Крест, дает его для целования молящимся. По целовании священник опять осеняет Крестом народ и возвращается в алтарь, после чего царские врата и завеса закрываются.

В дни Светлой седмицы и в день отдания Пасхи после отпуста священник, осеняя Крестом на три стороны, возглашает: «Христос воскресе!» (трижды), на что молящиеся, осеняя себя крестным знамением, отвечают: «Воистину воскресе!» Хор также поет «Христос воскресе…» (трижды), заканчивая словами; «И нам дарова живот вечный, поклоняемся Его тридневному Воскресению». Или хор поет: «Воистину воскресе!» (трижды).

По отпусте и многолетии священник, вернувшись в алтарь, если служит без диакона, сам потребляет Святые Дары, а при служении с диаконом произносит трижды: «Слава Тебе, Боже…» и читает благодарственные молитвы по причащении, затем «Ныне отпущаеши…», Трисвятое по «Отче наш…» и отпустительный тропарь.

На литургии Иоанна Златоуста: На литургии Василия Великого:
Тропарь (глас восьмой): «Уст Твоих, якоже светлость огня, воссиявши благодать, вселенную просвети: не сребролюбия мирови сокровища сниска, высоту нам смиренномудрия показа. Но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, моли Слова Христа Бога спастися душам нашим». «Слава», кондак (глас шестой, подобен, «Иже о нас…»). «От небес приял еси Божествен-ную благодать и твоими устнама вся учиши поклонятися в Троице Единому Богу, Иоанне Златоусте, всеблаженне преподобне, достойно хвалим тя, еси бо наставник, яко Божественная являя». Тропарь: «Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово Твое, имже боголепно научил еси, естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское священие, отче преподобне, моли Христа Бога спастися душам нашим». «Слава», кондак, глас четвертый, подобен «Явился еси основание непоколебимое Церкве, подая всем некрадомое господство человеком, запечатлея твоими веленьми, небоявленне Василие преподобне».

«Предстательство христиан непостыдное, Ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы. Но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя».

«Господи, помилуй!» (12 раз). «Честнейшую Херувим…», «Слава, и ныне». Далее священник совершает малый отпуст и снимает священные одежды.

Диакон после потребления Святых Даров, как и священник, читает молитвы по причащении, снимает священные одежды и убирает в надлежащее место все священные сосуды и облачения.

Окончив Божественную службу, священнослужители умывают руки и после поклонения престолу уходят из храма, благодаря Бога за то, что удостоил их совершить Божественную литургию.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8247 —

| 7896 — или читать все.

94.180.82.128 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Заамвонная молитва что это
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here